Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки.
В одном и том же коллективе, на одних и тех же участках производств люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно,с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требований производства, нарушают дисциплинутруда. Поэтому большое влияние на формирование отношений человека к труду оказывают субъективные факторы
: предшествующий опыт, общая ипрофессиональная культура, психологические, демографические и социально - обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы,способности, наклонности, степень сознания общественной значимости деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации.
Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным, в которых воплощаетсяотношение к труду, относятся:
- выполнение производственных заданий,
- качество работы,
- инициативность,
- самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве,
- дисциплинированность.
Следует отметить, что сами по себе перечисленные показатели недостаточно отражают то или иное отношение к труду. Нередко у добросовестных, сознательныхработников наблюдаются низкие производственные показатели в силу слабого здоровья, недостаточной квалификации и т.п. Производственные показатели взначительной мере зависят от физической выносливости, трудового опыта работника, его пола, возраста и одаренности, т.е. от факторов, связанных не сего субъективным отношением к труду, а производственно - квалификационными и психологическими потенциями. Поэтому для более поной характеристики отношений ктруду следует учитывать ценностные ориентации личности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности, степень удовлетворенности работника трудом, чтосоставляет субъективные
показатели отношения к труду.
Наиболее важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда темтребованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации,установок и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в значительной мере реализованы. Чем менеесодержателен труд и чем более развиты потребности и интересы работника, тем меньше будет его удовлетворенность трудом. По состоянию объективных исубъективных показателей отношения к труду можно судить о том, насколько труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена коллектива,служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его материальных потребностей.