Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ века
Сразличными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции: высокая культура и развитиевысших видов людей нуждается в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногих от физического труда и нужд борьбы засуществование.
Ницше считал, что государство
является средством возникновения и продолжения того насильственного социальногопроцесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
Цель человечества
, по Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах,возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой- последние ослабляютчеловечество и препятствуют появлению гения. Гений
, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, котороемогло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей.
Антагонизму между культурой и государством Ницше придает принципиальное значение.
Вкаждом здоровом обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа
со своейсобственной гигиеной и сферой приложения:
1)гениальные люди
- немногие;
2)исполнители идей гениев
, их правая рука и лучшие ученики—стражи права, порядка и безопасности(царь,воины, судьи и др. блюстители закона);
3)прочая масса посредственных людей
.
Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по его утверждению, ценнее свободы.
Ницше различает два основных типа государственности
-аристократический и демократический.
Аристократические государства
он называл теплицами для высокой культуры и сильной породылюдей. Демократияхарактеризуется им как упадочная форма государства. Оннепримиримый противник идей народного суверенитета, реализация котороговедет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между “частным” и “публичным”.
Ницше развивает аристократическую концепцию права. Право
, по нему, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Сэтихпозиций он атакует различные версии исторически прогрессивной интерпретации естественно-правовой доктрины, отвергая идеи свободы и равенства в человеческихотношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства
.
Неравенство прав
Ницше рассматривает как условие того, что права вообщесуществуют. Право есть преимущество. Право
, по Ницше, есть результат войны и победы
. Отвергая прочие трактовки естественногоправа, Ницше вместе с тем стремится выдать именно свои представления о праве войны и победителя, аристократически-кастовом правопорядке ит.д., заподлинное естественное право.
Если по своим истокам право есть право войны
, то устоявшееся право, право в обстановке сформировавшегося правопорядкафиксирует результаты войны различных воль к власти, и, следовательно, предполагает некое соглашение, некий договор борющихся сил. Вэтом смысле право
характеризуется им как признанная и засвидетельственная власть
.
Всоответствии с договорным правом наш долг
- это права других на нас, а наши права- та доля нашей силы, которую другиене только признали, но и охраняют.
Вконтексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взглядына войну