Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ века
Одним из авторов социологической теории государства является австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумпилович
(1838-1909 гг.). Свое мировоззрение Гумпилович называет реалистическим
. Вего рамках и с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные спроисхождением, сущностью, организацией и ролью государства.
Борьба за существование является, по Гумпиловичу, главным фактором социальной жизни
. Государство
полностью находится всфере действия данного фактора. Это борьба
- вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически онавыливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над нею свое господство.Очевиден высший закон истории
: “Сильнейшие побеждают слабейших, сильные объединяются немедленно, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильногоит.д.”. Изобразив подобным образом высший закон истории, Гумпилович утверждает: “Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимойзагадка истории(политической) будет разгадана нами”.
Всамую отдаленную эпоху, полагает Гумпилович, конфликты, войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществомзавершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (имиоказались расы с более высоким интеллектуальным уровнем развития и с лучшей воинской дисциплиной), чтобы упрочить свое господствующее положение и держать вповиновении поверженных, должны были предпринять ряд организационных и иных мер. Ихрезультатом явилось возникновение государства
.
Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства. То, что некогда было борьбойантропологически различных орд, на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. Такое сопоставлениесвидетельствует о серьезном недостатке “историзма” в реалистической трактовке Гумпиловичем важнейших социально-политических явлений.
Посчитав, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы
(слабейших,подчиненных) другой группе
(сильнейших, победителей) в качестве средства удержания порядка господства- повиновения, Гумпилович выступаеткатегорически против того, чтобы характеризовать государство
как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Ему суждено быть органомпринуждения, насилия
. Согласно ему, существование общества без государственного принуждения невозможно. Гумпилович квалифицирует государствотак: “Естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок”. Активность государства не ограничивается, поГумпиловичу, одним лишь гарантированием определенного правопорядка. Ончрезвычайно преувеличивает роль государственности.
Дух этого “государственничества” очень заметно отразился на интерпретации Гумпиловичем общих
вопросов права
.Рассматриваемое с внешней стороны, утверждает он, право
выступает “лишь воплощением предписаний государственной власти”. Изнутри оно наполненонравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником. Врождении праварешающее слово также принадлежит государству.Вдогосударственном состоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизованной в государственных законах нравственность
становитсяправом. Последнее целиком обязано государству рождением и последующим существованием. Люди должны выбирать: или государство с характерной для неевластностью, или анархия.