Позитивизм О. Конта
образуют некую “естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения ивозрастающей сложности”.
Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека- индивидуальной и вособенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов
, ее характеризующих: мысли, чувства и действия
. Тремя источникамиобщественных изменений
являются раса, климат
и “собственно политическая деятельность”
, рассматриваемая во всей полноте ее научногоразвития.
Человеческое достоинство,
зависит как и человеческое счастье, главным образом от“достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступными”. Вэтойграндиозной деятельности и общая фундаментальная цель и обязанность философии заключается в координации, а не в виде непосредственного руководства.
Функции философии
тесно переплетаются с функциями “систематической морали,представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики”. Конт сознательно отверг религию христианскогоБога и провозгласил религию Человечества, именуемого Великим Существом
, которое есть прежде всего “совокупность прошлых, будущих и настоящих людей,которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка”.
Общесоциологическое учениеКонта получило сравнительно широкое признание в Россииконца прошлого века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числеполитико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XXв. Вобластиправоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построенияхЛ. Дюги,М.Ориу и в своеобразной манере П.А. Кропоткина.