Позитивизм О. Конта
Основатель философии позитивизма, известной также под названиями “Социальнаяфизика” и “Социология” Огюст Конт
(1798 – 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества,обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметитьвлияние на него социальной философии Сен-Симона. В1822г. Сен-Симон и Конт совместно разработали “План научных работ необходимых для реорганизацииобщества”, в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменныхзаконов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.
Основной труд Конта- шеститомный “Курс положительной философии”был опубликован между 1830—1842годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии
ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. “Основной характер позитивной философии, -писал он, -выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всехнаших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных”. Согласно Конту, всяистория развития мышления может быть представлена в трех стадиях
- теологической,метафизической и позитивной
.
Всвоих политических ориентация
Конт, в отличие от Сен-Симона, придерживался консервативно-охранительной позиции. Онвидел главный источникморального и политического кризиса общества
и даже основную причину революционных настроений в “глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей”.Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин
, которые будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себепривести человечество к миру и счастью.
Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания
,зачатки которой прослеживаются в построенияхФ.Бэкона, просветителей и Сен-Симона, получают у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместнойоказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров
: научное изучениесоциальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; “порядок и прогресс” - как главная формула умеренного реформаторства на всевремена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управлениеосуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми. Эти идеи были обстоятельно обсуждены в “Системе позитивной политики”(1852 – 1854гг.).
Контовское представление о праве
исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явленийнеизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода
состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следованиипознанных законов, соответствующих данному явлению- когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени паденияскоростью и есть свобода. Так и в жизни человека или растения. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в случае, если она совершается в соответствии сзаконами и без всяких внешних и внутренних препятствий.
Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняютсякакому-то закону
, в этом случае они не способствуют никакому порядку- ни индивидуальному, ни коллективному.
Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничествопатриотизма, любви к отечеству
. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепымпрезрением к народу. Видеальном строе, желательно, поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальнойчасти, именуемой пролетариатом.
Все законы
, сконструированные положительной философией, есть “всеобщие факты” или вполнеподтвержденные наблюдением гипотезы. Вместе с тем, “оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной”. Различные неизмененные законы