Социальное и материальное положение безработных
Важнейшим признаком дифференциации населения, в том числе незанятых (после признака "участие в экономической деятельности"), по нашему мнению, должно стать его материальное положение.
Материальное положение незанятого, в том числе безработного лица зависит от ряда обстоятельств. Во многих странах составным элементом страхования от безработицы являются компенсационные платежи. Чаще всего они осуществляются в двух основных формах: в виде выходного пособия и пособия по безработице". Однако права на их получение и условия выплаты устанавливаются законодательством различных стран неодинаково.
Право на получение выходного пособия, как предусмотрено Конвенцией МОТ № 158 (1982 г.), возникает у работника при прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя в связи с экономическими, технологическими, структурными или иными аналогичными причинами2. Размер выходного пособия или других подобных компенсаций, в связи с прекращением трудовых отношений зависит от стажа работы и величины заработной платы. Выплата их осуществляется непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного взносами предпринимателей. Условия выплаты выходного пособия чаще всего оговариваются в контракте или трудовом договоре. Обычно выходное пособие должно компенсировать работнику потерю работы с учетом его прошлых заслуг и выплачивается в момент его увольнения. Поэтому фактически оно служит источником средств существования на начальной стадии безработицы.
Следует отметить, что тесная увязка величины пособия по безработице с минимальным размером оплаты труда естественным образом воспроизводит все недостатки последнего. Главным же является значительное расхождение их величин со стоимостью так называемой минимальной "потребительской корзины".
В настоящее время социальная политика опирается на систему социальных амортизаторов, т.е. правовых норм, институтов и установлении, при помощи которых регламентируется процесс социального обеспечения и вспомоществования, здравоохранения, образования, а также на сеть социальных промышленных микроструктур и локальных организаций социальной защиты.
Социальная политика все более ориентируется на меры, предупреждающие безработицу и ослабляющие напряжение на рынке труда.
Одним из превентивных, широко распространенных средств, выступает регулирование тарифицированного рабочего времени. Как свидетельствуют данные табл.10, во многих странах годовая программа рабочего времени одного работника имеет тенденцию к сокращению. Это характерно для обрабатывающих отраслей Португалии, Японии, Западной Германии, Швейцарии, Нидерландов и других стран.
Тарифицированное рабочее время: годовая программа[18] | ||
Страны |
Тарифицированное годовое рабочее время одного работника в обрабатывающих отраслях в 1994 г., в часах |
Изменение с 1989 г. в часах (+; -) |
США |
1,896 |
-2 |
Португалия |
1,882 |
-134 |
Япония |
1,880 |
-48 |
Швейцария |
1,838 |
-36 |
Гренландия |
1,832 |
0 |
Швеция' |
1,824 |
+16 |
Ирландия |
1,794 |
-62 |
Люксембург |
1,784 |
0 |
Испания |
1,772 |
-20 |
Франция |
1,755 |
-4 |
Великобритания |
1,752 |
-19 |
Италия |
1,744 |
-16 |
Норвегия |
1,740 |
+15 |
ФРГ (восточные земли) |
1,737 |
оценка |
Финляндия |
1,732 |
-12 |
Бельгия |
1,729 |
-11 |
Австрия |
1,722 |
+11 |
Нидерланды |
1,714 |
-42 |
Дания |
1,687 |
-12 |
ФРГ (западные земли) |
1.620 |
-48 |