• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Социально-экономические потери от безработицы

В странах так называемого "третьего мира" указанная закономерность "высокого уровня образования и низкого уров­ня безработицы" не всегда действует. Здесь сказывается эф­фект воздействия двухярусной структуры колониальной эко­номики на образование и занятость. В колониальной эконо­мике сохраняется значительный по своим объемам сектор традиционного производства товаров и услуг с архаической технологией и организацией производства, велика роль аграр­ного сектора. В абсолютном и относительном отношении раз­мер современного сектора экономики невелик. Отличитель­ной особенностью колониальной экономики является чрезвы­чайно раздутый государственный аппарат и привилегирован­ное положение госслужащих. Широко практикуется корруп­ция, взяточничество и различные формы вымогательства.

Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации в развивающихся странах яв­ляется мотивация на работу в качестве "белых воротничков" в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетско­го образования.

В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов.

Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в россий­ской действительности. В экономике России причудливо со­четаются современный сектор производства, способный кон­курировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образован­ной части населения.

В последние годы развитые страны столкнулись с трудно­стями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласо­вание между устанавливаемым размером минимума заработ­ной платы и величиной трансфертных выплат для малообес­печенных. Нередко складывается ситуация, когда объем соци­альных выплат оказывается выше, чем получаемая

ими зара­ботная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что про­блема бедности и безработицы становится хронической. Фор­мируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, ал­коголизма, наркомании и других антисоциальных явлений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.