• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Социальная работа в ФРГ с 90-х.

9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным по­мощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации;

11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (ро­дительские университеты, в центры общения, в центры по подго­товке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях;

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, най­ма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным во­просам);

15) к адвокатам;

16) к полиции;

17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в об­ласти здравоохранения и образования.

Отметим, что расходы на социальные услуги в Германии состав­ляют десятую часть от бюджета на социальные нужды. Объем же со­циальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в 2 раза. Не­смотря на это, защитники социального государства в ФРГ считают, что расходы на социальные услуги могли бы быть и большими. Од­нако трезвомыслящие политики предлагают ограничиться имею­щимся и, экономя, вскрывать дополнительные резервы.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1) консультационные;

2) врачебные;

3) информационные;

4) правовые (с контрольной функцией);

5) по общему уходу (исключая врачебные);

6) организационные.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые ока­зываются в некоммерческих учреждениях, т.е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т.д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жиз­ненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторое предва­рительные обобщения.

1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказы­ваемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимо­сти от их целей и задач; по правовому базису, т.е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Каковы же профессии социальной сферы?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Герма­нии обозначения*: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелы­ми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломи­рованный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социаль­ный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома;

организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике мо­лодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по де­лам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; со­циальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сде­лать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских соци­альных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему раз­витию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следую­щие сложившиеся условия:

а) вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

б) трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

в) ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубля­ется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденция­ми демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в со­циальных учреждениях для временного пребывания детей;

г) в ФРГ, как и в других странах, профессия социального работ­ника имеет преимущественно “женское” лицо. Она малооплачива­ема, недостаточно престижна.

В заключение отметим, что объем материала не позволяет сде­лать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степе­ни защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.

Перейти на страницу: 1 2 

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.