Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России и КНР
Поводя итог, можно констатировать незыблемость базовых ценностных ориентаций российского студенчества, ядром которых были и остаются ценности счастливой семьи, любимой и высокооплачиваемой работы, самосовершенствования, принципы общественного коллективизма и социальной стабильности, справедливого социального строя, основанного на принципах демократии, идея счастливого и богатого общества.
2. На формирование «базовых» (дореформенных) ценностных ориентаций китайского студенчества влиял ряд факторов традиционной политики и экономики, который определялся веками складывавшейся культурно- политической системы государства и общества.
К числу важных и актуальных ценностных ориентаций традиционной политической культуры Китая относятся поддержание порядка и стабильности в обществе, потребность в гармоническом единстве противоположностей, ориентации на традиции и опыт прошлого.
На основании этих ценностных ориентаций, «порядок в государстве поддерживается, согласно традиционным взглядам, эффективным внешним наблюдением за выполнением законов (легисты) и внутренним контролем — регулированием, как формой публичного принуждения (конфуцианцы)»[200].
Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй — отношения в сферах, находящихся в сферах над родственно — семейными связями. Отсюда следует весьма важная мысль о том, что «одним из основных элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате продолжительного и трудного процесса учебы и воспитания, в соответствии с такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной семьи»[201].
Согласно традиционным представлениям о государстве, «политическая «лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а наоборот — производной от «сяо»»[202]. В результате указанные принципы находятся в гармоническом сочетании, дополняя друг друга и соединяя традиции даосизма и конфуцианства. Здесь трудно не заметить, что «лояльность», имея персоналистическую составляющую, укоренено в учении даосизма, а «сыновья почтительность» с ее семейственностью и социальной трансиндивидуальностью, имеет свой исток в конфуцианстве.
Именно благоустроенное и сильное государство способно обеспечить такие отношения в нем, при которых частный интерес граждан на деле соединяется с общей целью государства, в результате чего обе стороны выступают гарантами реализации этой цели. Отсутствие баланса между «сяо» и «чжун», а по существу — между массовой и официальной политическими культурами, и смещение приоритета, например, в сторону «сыновней почтительности» может свидетельствовать о том, что «значительная часть населения не считает в сложившейся ситуации в полной мере «своим» данный режим правления»[203].
Резюмируя можно сказать, что базовые ценностные ориентации китайского студенчества неизменны на протяжении многих лет, включая в себя идеалы сильного и богатого государства, справедливо устроенного общества, любимой семьи, интересной работы, гармонично развитой личности, уважение к закону, ценность образования и самосовершенствования и т.д.
Таким образом, к основным принципам, повлиявшим на влияние на формирование «базовых» ценностных ориентаций студенчества России и Китая относятся: 1) превалирование государственности над гражданской общественностью, 2) незначительное развитие личностного самосознания, 3) государственная собственность — главная форма собственности, 4) преобладание натуральной экономики в пику товарно-денежной экономике; 5) зависимость личности от власти, а не от собственности; 6) слабое развитие или отсутствие демократических институтов[204].