Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России и КНР
и в бытийном плане, и в плане социально-историческом, и непосредственно в бытовом. Как говорил К. Маркс, «в труде человек познает себя». Семья — это основной институт человеческой интеграции
, элементарная единица социентальной системы, как говорится, «ячейка общества». В семье человек с ранних лет приобретает первые опыты социализации и адаптации.
Далее эти первичные ценностные приоритеты распадаются, делятся и комбинируются, однако, принцип дифференциации системы ценностей на идентифицирующие и интегрирующие ценности сохраняется на все протяжении их формирования.
Подобно этому базовая система ценностных ориентаций студенчества, в чьи функции входит «воспроизводство символического капитала» (П. Бурдье), складывается из ценностей теоретической идентификации и практической интеграции. Первой соответствует воспроизводство фундаментального знания как основания культурно-исторической идентичности нации, а второй-воспроизводство специального знания как теоретической базы будущей профессии в качестве способа интеграции в социум.
Базовые ценностные ориентации российского студенчества всегда основывались на идеале счастливого общества и в царской России, и при социализме. Это был идеал общества, в котором все равны, отсутствует бедность, гарантированы все права.
Социалистическая система ценностей была отчасти укоренена в традиционную систему ценностей дореволюционной России, чья идеологическая доктрина в свою очередь, базировалась на триаде, сформулированной в 19-ом веке политическим и идеологическим деятелем царского правительства С. Уваровым —
«Самодержавие, православие, народность»[194]. В это триаде постулировались основные принципы российской государственности, которая включала: монархический принцип правления, моноцентричный принцип власти; основанную на христианских догматах православия идеологию, в основе которой лежала идея богоизбранности самодержца, «царя — батюшки», и исключительной роли России в христианском мире, единственной православной империи, после уже несуществовавших Римской и Византийской; народность как принцип, коллективизма и сплоченности народа вокруг власти российского императора и Церкви как претворенного Царствия Божия на Земле[195]. Традиционная экономическая система обуславливала определенный ряд негативных факторов: герметичность экономического роста; нерациональную структуру и разбалансированность народного хозяйства; низкая эффективность производства вследствие его экстенсивного развития; растущая дифференциация в развитии и доходах между городом и деревней; широкомасштабное разрушение среды обитания и прогрессирующее истощение природных ресурсов; доминирование аграрного сектора экономики.
Идеологические принципы царской России во многом были в конечном итоге адаптированы с советской идеологической системе в виде триады: советская власть как вертикально — интегрированная система, охватывающая всю территорию Советского Союза; коммунистическая идеология, утверждающая равенство всех, и постулирующая необходимость построения бесклассового коммунистического общества при руководящей роли КПСС; социалистичность, которая
выражала принципы превалирования общества над государством, социальной коллективной интегрированности всего общества, вовлеченности всех членов общества в политическую и экономическую активность, демократичности и т.д.
Мы видим, что социалистическая политическая и идеологическая система много позаимствовала от системы царской России. В наше время эта триада выглядит так: президентская республика с федеративным устройством; конституционный либерализм; демократия.