Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе
Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления.
Рационально — ценностные ориентации делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации.
Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.
Схема рациональных — ценностных
ориентаций студенчества
идеализм
объективизм субъективизм
материализм
Рисунок 4
Таблица 11
Материализм |
Идеализм | |
1 |
Коммуникация |
Стремление к самостоятельности |
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Культурная интеграция |
Культурная изоляция |
4 |
Экстраверсия |
Интроверсия |
Таблица 12
Объективизм |
Субъективизм | |
1 |
Приоритет бытия над сознанием |
Приоритет сознания над бытием |
2 |
Вера в бесконечность человеческого рода |
Вера в бессмертие Человеческой души |
3 |
Сознание — высшая форма материи |
Действительность— Иллюзия сознания |
4 |
Конечность человеческого разума |
Бесконечность человеческого разума |
Сводя все представленные координаты ценностных ориентаций воедино, мы получаем схему общих тенденций трансформаций ценностных ориентаций, которую структурируют две оси — социальная ось «интеграция — идентификация» и личностная ось «объективация — субъективация». Причем эта схема функционирует парадоксальным образом, поскольку интенсификация идентификация не только не исключает, но, наоборот, предполагает экстенсификацию интеграции. Так, например, рост гражданского самосознания оборачивается универсализацией международного права, становящегося основой всемирно — гражданского устройства.
Схема общих тенденций изменения
ценностных ориентаций
субъективация
интеграция идентификация
объективация
Рисунок 5
В годы радикальных перемен процессы трансформации ценностных ориентаций существенно динамизируются, что связано с возрастанием центробежных и центростремительных тенденций в обществе, сопровождающихся существенным, коренным дисбалансом духовных и материальных установок. Причины и формы этого дисбаланса будут рассмотрены ниже.
В заключение необходимо сказать о соотношении китайских и российских ценностных ориентаций. При всем различии российской и китайской социальных систем существуют ряд связанных с традиционной, «базовой» ментальностью факторов, которые сближают ценностные схемы студенческой молодежи России и Китая, и их необходимо учитывать при анализе ценностных ориентаций. К духовно — ментальным следует отнести: