Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе
Таблица 8
Интернационализм |
Национализм | |
1 |
Неприятие национализма |
Патриотизм |
2 |
Интеграция в мировое сообщество |
Сохранение культурной идентичности |
3 |
Мультикультурализм |
Монокультурность |
4 |
Федерализм |
Суверенность |
3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи»[76].
С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.
И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»[77].
Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[78].
Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»[79].
Система этических ценностных координат
духовность
коллективизм индивидуализм
утилитаризм
Рисунок 2
Таблица 9
Коллективизм |
Индивидуализм | |
1 |
Коммуникация |
Стремление к самостоятельности |
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Главное — интеграция |
Главное — самовыражение |
4 |
Быть полезным, нужным для окружающих |
Быть свободным |
Таблица 10
Утилитаризм |
Духовность | |
1 |
Интерес к массовому искусству |
Интерес к классическому искусству |
2 |
Стремление к идеальному «Мы» |
Стремление к идеальному «Я» |
3 |
Культурная интеграция |
Культурная изоляция |
4 |
Атеизм |
Религиозность |