Антропогеография.
В своих работах он подчеркивал влияние на социальную жизнь географических условий. Он отмечал, что в создании культуры и цивилизации наибольшую роль играли реки, моря и океаны. История человеческого общества делится им на эпоху речных цивилизаций, средиземноморскую и океаническую. Трем этим периодам соответствует определенное объединение людей "степень кооперации", в ходе которой происходит развитие общества от деспотизма в древние века (речной период), и некоторого его ослабления в средиземноморский период, до анархии в океанический период, который он делит на атлантическую эпоху (от открытия Америки до момента "золотой лихорадки" в Калифорнии и Аляске) и всемирную эпоху, которая только зарождается.
Несомненно, природная среда (климат, рельеф, растительный и животный мир) могут ускорять или замедлять развитие общества, его культуры, быть более или менее благоприятным для жизни людей, ведения земледельческого хозяйства, рыболовства, оленеводства, строительства городов, осуществления военных операций и т.д. Никто не оспаривает влияния природных условий для формирования ряда расовых признаков людей (форма и размер носа, цвет кожи и т.д.). Однако многие ученые, философы выступали против географического фатализма.
Так, Монтескье наряду с географическими факторами понимал важность моральных средств в развитии общества (закон, религия, обычаи, мораль) и доказывал возрастающее влияние моральных факторов в ходе исторического развития. "Моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выяснении общего духа по сравнению с физическими причинами"34.
По моему мнению, - писал Мечников, - причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в тех отношениях между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности"35.
Ценность той или иной географической среды бывает различна в разные исторические эпохи, а способность приспособлять среду к своим потребностям . может развиваться у человека до бесконечности вместе с прогрессом науки, искусства и промышленности"36, - отмечал Мечников.
Гегель говорил о недопустимости "указывать на климат Ионии, как на причину творений Гомера"37. Тойнби был абсолютно прав, утверждая, что можно дойти до абсолютного абсурда, если стремиться доказывать, что "весь грандиозный человеческий опыт и великие достижения, вошедшие в историю под именем эллинизма, предопределены одним лишь всесторонним фактором - Балканским нагорьем!"38.
Марксизм в социальном прогрессе отводит значительную роль географической среде, народонаселению, но отрицает их ведущую роль, отдавая ее экономическим факторам.
Согласно Г.В. Плеханову, воздействие среды на психологию народа осуществляется не прямо, а передается через производство, экономику (материальную основу жизни).
"Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако, обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга"39, - писали классики марксизма в "Немецкой идеологии"
Несмотря на мнение классиков марксизма в Советском Союзе в 20-30-е годы антропогеография была зачислена в разряд антимарксистских наук. Критика была столь острой, что человек, население почти полностью выпали из школьной и вузовской географии; остались лишь элементарные сведения и о численности, средней плотности, национальном составе населения стран"40. Началась как заметил экономгеограф Н.Н. Баранский, "бесчеловечная география".