Антропогеография.
С термином "антропогеография" связывается, по меньшей мере, три направления исследований:
1) влияние географической (природной и антропогенной) среды на человека, общество, культуру;
2) влияние человеческой (общественно-культурной) деятельности на облик планеты;
3) распределение антропологических, культурных и социальных признаков (комплексов, объектов) по поверхности земли (картографический подход).
Широкие границы антропогеографии не дали ей возможности развиваться как единой науке. Она распалась, дав начало новым дисциплинам в самой географии и даже за её пределами. В качестве её преемниц можно назвать экономическую и социальную географию (т.е. географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.), политическую, историческую, военную и медицинскую географию, в какой-то мере и экологию человека. Тем не менее идея теоретического синтеза разрозненных антропогеографических знаний продолжает время от времени обсуждаться географами.
Большую роль в зарождении антропогеографии сыграли германский географ Карл Ритер (1779-1859), русский историк Т.Н. Грановский (1813-1855). Название антропогеография вместо исторической географии) ввел немецкий географ и этнограф Ратцель (1844-1904), первый том которой вышел в 1882 году, второй - в 1891 году, в которых исследуются взаимоотношения природной среды и культуры народов.
К сожалению, его идеи стали основой возникновения и широкого распространения геополитики - политико-философской доктрины империализма, а затем немецкого фашизма, т.е. учения о зависимости политики государства от географической среды. Идее Ратцеля о государствах, как организмах, ведущих борьбу за "жизненные пространства" немецкий геополитик К. Хаусховер придал тот вид, в котором она стала официальной доктриной "третьего рейха" и служила теоретическим основанием гитлеровской агрессии. Фашистскими лозунгами и аргументами при подготовке второй мировой войны были "перенаселение", "народ без жизненного пространства", "жизненное пространство".
Еще к большему сожалению идеи Хаусховера "о географической обусловленности политики" после второй мировой войны переместились в США (Спикмен и др.) и используются для претензий США на мировое господство, активно реализуется в её реальной политической деятельности. Территориальные претензии время от времени всплывают в отношениях между государствами (СССР-Китай, Россия-Япония), в том числе и появившихся после распада СССР (Прибалтийские государства и Россия).
Идеи, близкие к ратцельским, можно найти у француза Жана Элизе Рекю (1830-1905), знаменитого не только авторством 19-ти томного произведения "Земля и люди", но и своим членством 1 Интернационала и участием в качестве бойца национальной гвардии во время Парижской коммуны 1871 года. Однако, идеи антропогеографии первым выдвинул французский мыслитель Шарль Монтескье (1689-1755)32, доказывающий, что климатические условия определяют нравы, характер, склонности людей, от которых в свою очередь зависит общественный строй. "Власть климата сильнее всех иных властей", - утверждал он.
Наиболее ярким представителем антропогеографии был Л.И. Мечников (1838-1888) - русский географ, социолог и общественный деятель, родившийся в семье обрусевших выходцев из Румынии. Высшее образование не закончил из-за преследований за участие в студенческом движении. В 1858 году уехал за границу, жил на Балканах и Ближнем Востоке, принимал активное участие в национально-освободительном движении в Италии, был волонтером в знаменитой "тысяче" Джузеппе Гарибальди (1807-1882). В 60-х годах сблизился с М.А. Бакуниным, А.И. Герценом и П.Н. Огаревым, сотрудничал в "Колоколе"33, участвовал в деятельности 1 Интернационала, Ближайший сотрудник Э. Реклю в создании "Новой всеобщей географии", "Земля и люди". В "Современнике", "Русском слове", "Деле", "Отечественных записках" и др. русских журналах активно выступал под различными псевдонимами с пропагандой передовых научных и общественных идей, подвергая критике деспотизм, колониализм, расизм, мальтузианство и социальный дарвинизм.