Прагматичность
Придавая самопознанию, самоанализу, самовоспитанию огромное значение как потребности подростка, студента (курсанта), следует отметить, что нельзя снимать ответственность со школы, вуза за их удовлетворение. Без квалифицированной методической и моральной поддержки самовоспитание подростков, студентов (курсантов) будет крайне сомнительным по своей ценности явлением.
Воспитание невозможно без самовоспитания. В свою очередь, самовоспитание невозможно без самопознания. Самопознание невозможно без обращения к многовековой культуре познания и воспитания человека как к источнику средств саморазвития личности. Изучение человека может быть плодотворным при условии опоры на широкий базис духовной культуры, образуемой не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, мифологии, фольклора: именно культура есть среда растящая и питающая личность (П.А. Флоренский).
Тема самовоспитания широко обсуждалась в советской литературе. Написано много книг для педагогов и для школьников. В ней много ценного и полезного, но она часто отягощена неприятием религиозным идеям и путям самосовершенствования, непримиримостью к врагам коммунизма, навязыванием в качестве образцов человеческого совершенства только коммуниста-революционера и пр. Целесообразнее ознакомить учащихся с различными направлениями, системами и методами самосовершенствования. Но роль учителя не должна ограничиваться просветительской функцией, Думается, нет проблем с использованием практических занятий, ставящих цель развития речи, мышления и коммуникативных умений. Для этого с успехом могут использоваться дискуссии, ролевые игры, сократические беседы, упражнения из "логического практикума". Логически мыслить, понимать и говорить необходимо учить на протяжении всего времени обучения. Это даст возможность воспитывать рефлексирующих, рассудительных и критически мыслящих граждан, обладающих интеллектуальными навыками извлечения смысла из того, что они слышат и читают, и передачи смысла в том, что они сами говорят и пишут.
Аналогичный подход более двадцати лет разрабатывают и внедряют американские философы Мэттью Лииман и Энн Шарп.
Их программа, получившая название "Философия для детей" свидетельствует, что не только компьютеры и роботы нужны для развития мышления. Обычные логические диалоги по традиционным философским понятиям права, справедливости, добра, истины обладают немалыми резервами. Главное не усвоение определенной системы понятий, фактов и законов, а воспитание умственных навыков классификации, сериации и аналогии, развития навыков выведения умозаключений из текстов, понятийного мышления, причинного объяснения, индуктивного рассуждения и решения проблем, освоения рассуждений на этические темы.
Обычно на уроках учащихся изучается живой процесс мышления, воплощенный в диалогах литературных персонажей, высказываниях одноклассников и своих собственных. Знакомость сюжетов позволяет облегчить обсуждение и рефлексию логических ошибок и правил. Задача педагога поощрять и поддерживать диалог, самостоятельные рассуждения учащихся. "Философия для детей" является одним из примеров нетрадиционного подхода к гуманитаризации образования.