• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Прагматичность

Каждому педагогу, чтобы учить и воспитывать, необходимы знания о человеке как предмете обучения и воспитания, знания комплекса наук, которые от К.Д. Ушинского получили название "педагогической антропологии". Значит педагогу, чтобы воспитывать надо заниматься человековедением. А подростку для воспитания себя не нужна педагогическая антропология? Или же он умнее педагога? Думается, что подростку курс "Человекознания" необходим не меньше чем профессиональному педагогу. И это вполне согласуется с идеями педагогики сотрудничества, но не педагогики формирования, которую жутко ненавидел Лев Толстой: "воспитание как умышленное формирование идей по известным образцам не плодотворно, не законно и невозможно"17.

Эта мысль получила поддержку и развитие в трудах отечественного психолога Льва Выгодского (1896-1934), который утверждал что с "научной точки зрения нельзя воспитывать другого и можно только воспитываться самому"18.

В русло этих идей обозначился концептуальный поворот в современной педагогике и педагогической психологии.

"Не надо формировать, а тем более "формировать" человека. Ему надо лишь помочь (или хотя бы не мешать) стать самим собой. В этом, по-видимому, заключена подлинная философия культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия"19. Кстати сказать, философия давно уже подготовила почву для такой культурной педагогики.

Не потеряли значения педагогические принципы И. Канта, для которого самовоспитание суть нравственная обязанность человека: "самому себя совершенствовать, самому себя (разумеется к добру) образовывать вот в чем обязанности человека"20.

Сочинение И. Канта "Антропология с прагматической точки зрения" можно представить как прообраз учебного пособия по самопознанию и самовоспитанию. Достаточно четко в этой работе намечены три направления самовоспитания:

- развитие познавательных способностей;

- культура общения (этикет, манеры, такт);

- и развитие нравственного характера, т.е. принятие и твердое соблюдение моральных принципов (максим), тесно связанных с надеждами на счастье человека, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья.

Он писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком"21.

Любопытны мелкие замечания Канта о том, чему нельзя научиться в школе: остроумию, проницательности, или способности исследования, оригинальности и воображению; в целом "механизм обучения, постоянно принуждая ученика к подражанию, несомненно оказывает вредное действие на пробуждение гения"22.

В России раньше других близкие идеи выразил в статье "Вопросы жизни" (1856) знаменитый хирург и педагог Н.И. Пирогов: "Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми"; самовоспитание как раз и составляет одну из первых, "самых главных основ истинночеловеческого воспитания", его задачи - развитие способности к убеждениям и способности жертвовать собой. Отвергая педагогику "искусственной и насильной моделировки незрелых умов", Н.И. Пирогов вообще предостерегает против легковесного отношения к убеждениям. " .Убеждения даются не каждому. Это дар неба, требующий усиленной разработки. Прежде чем вам захотелось иметь убеждения, нужно бы узнать: можете ли вы еще их иметь"23. В числе средств самовоспитания способности к убеждениям Н.И. Пирогов указывает упражнения в самопознании: "Вы начинаете развивать в себе способность к убеждениям, и скоро убеждаетесь, что вы тронули этим лишь одну струну самопознания, а чтобы вступить в борьбу, вам нужно владеть им как нельзя лучше"24.

Установку на самовоспитание надо поддерживать еще в средних классах, в подростковом возрасте, когда происходит ее естественное зарождение. Тогда можно надеяться на механизм взаимоусиления интереса и способности о котором писал С.Л. Рубинштейн: "Наличие интереса к определенной форме деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней"25.

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.