Интегративность
Метод исторического самопознания, не замкнутый временными, географическими, этническими, политическими и прочими границами, открывает прямую дорогу к пониманию масштабов единства современного единства человечества, рожденного длительной историей взаимодействия народов и культур.
Вспомним мудрые слова Виссариона Белинского: "Несмотря на множество и различие существовавших и существующих народов, все они образуют собою единое семейство, имеющее одних и тех же предков, одну и ту же историю; это семейство называется человечеством".
Понимание этого ведет к осознанию себя частью единого человечества, объединению людей во имя сохранения земной цивилизации.
Исторический метод используют не только историки, он применяется во многих науках и прежде всего в антропологии, давшей фундаментальные труды по развитию культуры и общества в эпоху первобытности. Выдающимися антропологами были Л.Г. Морган, Э.Б. Тэйлор и Дж. Фрэзер. Своих главных результатов они достигли применением сравнительно-исторического метода к обширному этнографическому материалу. А таким ученым как Монтескье, Гердеру и Л.Г. Моргану следует поставить в заслугу стремление к целостному рассмотрению культуры и общества. Их стремление к целостности основывалось на интегрировании весьма широкого тематического множества работ. Они дали достойный подражания пример междисциплинарной интеграции. Следует обратить внимание на то, что антропология, по крайней мере, в англоязычных странах, рассматривается как комплексная наука, включающая в себя археологию, физическую антропологию, этнографию, этнопсихологию, историю культуры, социальную антропологию и некоторые области лингвистики. Она ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывая этот вопрос во всей исторической и географической полноте.
У нас, к сожалению, антропологическая наука представлена в крайне урезанном виде, в виде физической антропологии, а начальный этап существования человечества считается предметом первобытной истории, составляющий один из разделов исторической науки. Следовательно, при подготовке отечественных историков должно учитываться требование комплексности.
Переходя к роли философии в мировоззренческом образовании, следует отметить изначальный устойчивый интерес философов к проблеме целостного образа человека.
В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для которого главными философскими вопросами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначения человека, природа знания, истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей. Сократовский образ философии как жизнепонимания высоко ценил К. Маркс, назвавший этого мыслителя "олицетворением философии".
Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла центральное место в философской мысли, что отражено и в тематике философских сочинений - (например, Аристотель: "О душе", "Этика", "Поэтика", "Риторика"; Авиценна "Книга знания"; Р. Декарт "Правила для руководства ума", "Рассуждение о методе", "Страсти души"; Спиноза "Трактат об усовершенствовании разума", "Разыскание истины", "Этика"; Т. Гоббс "О человеке"; Д. Локк "Опыт о человеческом разуме"; К. Гельвеций "Об уме", "О человеке"; А.Н. Радищев "О человеке, его смертности и бессмертности"; Гегель "Философия религии", "Философия морали", "Философия искусства и т.д.). Целесообразно привести ряд высказываний, характеризующих антропоцентрированность философии.
Английский философ Давид Юм (1711-1776) писал: "Итак, единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь успеха в наших философских исследованиях состоит в следующем: оставим тот тягостный, утомительный метод, которому мы до сих пор следовали, и вместо того, чтобы время от времени занимать пограничные замки и деревни, будем прямо брать приступом столицу или центр этих наук - саму человеческую природу; став, наконец, господами последней, мы сможем надеяться на легкую победу над всеми остальными"14.