Личность и общество
Весьма поучительна история публичных домов и проституции в средние века. Отношение церкви к проституции было двойственным. Формальное осуждение любой формы разврата и столь же формальное сочувствие к падшим женщинам сочеталось с весьма снисходительным отношением к содержателям домов терпимости и санкционированием бесправия проституток. Вряд ли можно говорить о единой для всех стран и периодов средневековья церковной позиции в вопросе о проституции, много зависело от местных особенностей и взглядов конкретного иерарха.
Интересно суждение весьма авторитетного раннехристианского мыслителя блаженного Августина:"Избавьтесь от публичных девок и сила страстей уничтожит все." Очевидно не все пастыри разделяли подобное воззрение. Однако, все же можно говорить о традиционном для большинства духовных и светских властителей отношение к праституции как к неизбежному злу. Многие церковные иерархи, влиятельные сеньоры и городские комуны не брезговали извлекать из этого зла весьма ощутимую материальную выгоду. Так в 1033 году папа Бенедикт 9 открыл дома терпимости в Риме. Далеко не все служители католической церкви были людьми морально безупречными. Некоторые священнослужители не только смотрели сквозь пальцы на прелюбодеяния своих прихожан,но и сами проявляли склонность к разврату. В немалой степени этому способствовало и обязательное для всех католических священиков, в том числе и живущих вне стен монастырей, безбрачие /целибат/. Надо отметить, что восточная /православная/ церковь пред"являла более умеренные и разумные требования к духовенству и не настивала на безбрачии всего клира. Критика целибата как системы, провоцирующей разврат была важнейшей частью реформационных учений в Европе.
Безбрачие католического духовенства не только порождало половую распущенность и неразборчивость части клириков, но и об"ективно способствовало развитию проституции, увеличивая спрос на услуги женщин легкого поведения. Об этом свидетельствуют многочисленные литературные произведения Средневековья и эпохи Возрождения и сообщения исторических источников. Так известно, что на Констанцкий собор 1415 года с"ехались не только иерархи католической церкви, но и проститутки числом около 1500. Власти некоторых средневековых городов стали отводить под публичные дома особые районы или кварталы. Содержатели притонов облагались налогами,издавались уставы, регламентирующие порядки в домах терпимости. В некоторых городах проституция юридически приравнивалась к другим ремеслам, а женщины легкого поведения об"единялись в цехи.
Разумеется, официальная легализация проституции или фактическое ее разрешение не предполагали отказа от словесного осуждения торговли женскими ласками. Так или иначе, мы подошли вплотную к нашему времени, сексуальные отношения в 20 веке, обладают некоторыми особенностями о которых следует поговорить отдельно, чему я решил посвятить отдельную главу.