Личность и общество
Формально существовавшее у античных греков, римлян, германцев, славян и других индоевропейцев единобрачие оказывалось единобрачием только для женщин. Жена становилась старшей служанкой в доме свободного гражданина.Муж по законам некоторых греческих полисов, получал право убивать любовников своей жены. Законы и общественная нравственность осуждали внебрачные связи с замужними женщинами, но были весьма снисходительны к супружеской неверности мужчины, если тот изменял жене с женщинами легкого поведения. Шансы последних выйти замуж были чрезвычайно малы- ведь к жене пред"являлись совсем иные требования, чем к случайной подруге. В результате возникали социальные перегородки между женщинами добропорядочными и развратными, причем последние обособлялись в специальную группу, им не оставалось ничего иного, кроме как сделать привычное развратное поведение источником дохода.
Таким образом мы видим, что женщина остается по-прежнему об"ектом сексуальных отношений, т.к. существовал такой принцип: женщина живущая свободно на сексуальном поприще не могла быть принята обществом, а женщина, принятая обществом не могла жить свободно на сексуальном поприще.
Отметим еще одно изобретение античности,дожившее до наших дней, - публичные дома. Наиболее реалистичные политики древности понимали, что избавиться от проституции в исторически обозримые сроки им не удастся, и стремились как-то регламинтировать, упорядочить торговлю женскими ласками, поставить ее под контроль государства или общины. В некоторых полисах была введена обязательная регистрация проституток,кое-где женщины легкого поведения должны были носить одежду особого цвета или покроя. Получили распространение и дома терпимости,именовавшиеся в Греции доктерионами,а в Риме - лунапариями. Доктерионы и лунапарии не только облегчали государственный контроль за промыслом проституток, но в какой-то мере снижали риск массового распространения болезней. Дома терпимости, как и возникающие в различных регионах притоны разврата, постепенно превращаются в доходное дело не только для их содержателей, но и для государственной власти, получающей долю прибыли через налоги или штрафы.
Публичные дома оказались настолько удачным изобретением, что в той или иной форме они существовали /и продолжают существовать/ в самых различ ных обществах - независимо от их уровня развития, культурных традиций и политических систем. Но шли годы, века, и вот мы переходим к проблеме "секс и общество" в средние века, надо сказать, что эта эпоха не менее интересна, чем античные времена.
В средние века и начало нового времени отношение к половой любви были двоякими: с одной стороны разврат осуждался обществом, с другой - это же общество было сексуально распущено. Женщина же получает свободу в выборе любовника и практически полностью приравнивается к мужчине. Это время также интересно тем, что платоническая любовь стала официальным явлением, взять к примеру многочисленные рыцарские романы, основой которых стала платоническая любовь. Но также наравне с платонической любовью прогрессирует и половая любовь,появляются новые и новые ее виды, такие как садизм и мазохизм. Эти термины пришли к нам из этого времени, они произошли от фамилии двух "бунтарей" впервые описавших садомазохические проявления любви, это - Захер Мазох и Маркиз де Сад. О втором я хотел бы рассказать подробнее.
Родился Донасьен- Альфонс-Франсуа де Сад 2 июня 1740 года в Париже в семье дипломата. Его род принадлежал к древнейшей французской знати и владел огромными землями и старинными замками. Среди предков маркиза самой знаменитой была несомненно жена Гуго де Сада /его отца/ - Лаура, которая вдохновляла поэта Петрарку. Учился маркиз в лучшем учебном заведении страны - Иезуитском Колледже Людовика Великого. Там он не только получил глубокое разностороннее образование, но и пристрастился к театру. Окончив привилегированную школу легкой каваллерии, капитан де Сад принял участие в Семилетней войне и показал себя храбрым офицером. Он женился, но через 4 месяца против него были возбуждены уголовные дела, маркиз обвинялся не только в разврате, но и в осквернении святынь и чудовищной нечестивости. В 1768 году - Сад за решеткой в Сониоре,затем в Пьер -Аниз близ Лиона. Откупившись, он перебирается в фамильное поместье на юге страны. Здесь разразился скандал, который мог положить конец эротическим экспериментам маркиза. К властям обратилась проститутка, заявившая, что де Сад намеревался отравить конфетами ее и ее подружек и принуждал их к содомскому греху. За покушение на жизнь и содомию парламент Прованса приговаривает обвиняемого к смерти путем обезглавливания и последующего сожжения трупа.Но маркизу удается улизнуть из- под стражи. Он бежал в соседнюю Сардинию, и не один, а с родной сестрой своей жены. С этого момента де Сад еще не раз побывал за решеткой и даже в психиатрической лечебнице, именно там он начинает писать. Его произведения пропитаны злом и развратом. В числе произведений, написанных де Садом такие, как "Сто двадцать дней Содома или школа разврата" - своеобразная энциклопедия сексуальных извращений, "Превратности добродетели", "Жустина или превратности добродетели", "Новая Жустина", роман "Алина и Валькур" и др. На этом,пожалуй, я закончу повествование о Маркизе де Саде, так как его жизнеописание займет слишком много времени и перейду к другим примерам сексуальной жизни средневекового общества.