Образование по Н. Смелзеру
В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая, таким образом, в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов. Он считал, что образование не эффективно в слаборазвитых странах не только при обучении грамотности, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности. Иллих считал, что школы следует заменить частными учебными заведениями, где людей будут обучать любимому делу, а не навязывать предметы, которые им не нравятся или их не вдохновляют. Он также писал, что
работодатель не должен спрашивать об оценках человека и о том, как он сдавал экзамены. При приёме на работу должны учитываться только компетентность человека в той или иной сфере. *
В начальных классах придаётся главное значение воспитанию таких качеств, как пунктуальность, аккуратность, подчинение власти, которые важны для дисциплин и рования рабочей силы.
Характерной особенностью образования в современных развитых странах является то, что начальное образование становится обязательным и бесплатным. В развитых обществах предполагается, что для модернизации общества необходимо грамотное население.
Процесс образования состоит из нескольких этапов:
1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения
2) Этап начальной школы {от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний
3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному обучению.
4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и технических наук. *
Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование, государственные
* См. Illich, I Deschooling society/New York: Harper, 1971.
* См. Смелзер Н. Социология, М., 1994, С.437.
и частные школы, техническое и общее образование.
В средневековой Европе всё образование было элитарным, так как было доступно лишь очень небольшой части населения -представителям высших слоев общества. Учащимся давались в основном абстрактные гуманитарные знания, необходимые для "джентльмена".
В наше время в результате социального и политического давления во многих странах увеличился прием студентов.
Существует так называемая американская модель образования. В ней в течение долгого времени существовало различие по религиозным, расовым и этническим признакам. В 19в. католики требовали государственной помощи на создание своих школ, но обычно они её не получали. Но они основали широкую систему частных школ. В эпоху рабства, когда образование было открыто только для белых, обучение негров чтению и письму было запрещено законом. Затем белые миссионеры решили открыть школы для негров с целью повышения культурного уровня варваров в Африке. Эти школы отличались низким уровнем обучения и были плохо оборудованы. Поскольку дети представителей этнических меньшинств воспитываются в культурной среде, которая часто находится в конфликте с господствующим обществом белых, они порой плохо справляются с тестами, выявляющими коэффициент умственного развития, которые составлены для белых детей.
Учёные установили, что все дети имеют интеллектуальные одинаковые способности, независимо от их расовой принадлежности. Во многих случаях детям мешают языковые барьеры. Как только школы признают влияние культурных различий и начнут их учитывать при подготовке стандартных учебных планов, у членов национальных меньшинств повысятся возможности получить образование.