Образование по Н. Смелзеру
Нейл Смелзер - профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии, автор многих научных трудов. В своей книге «Социология» Смелзер затрагивает многие проблемы, присущие современному обществу, в том числе он анализирует и систему образования.
Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика. Таким образом, образование является частью процесса социализации, которая «предполагает усвоение широкого круга ценностей, понятий и ожиданий, на основе которых складывается повседневная жизнь людей». **
Смелзер приводит функционалистскую точку зрения, в которой особое значение придается позитивной функции образования. Один из ее представителей - Дюркгейм говорил, что основная цель образования - передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса
* См.
Смелзер Н. Социология.
М.,1994,С.427.
основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования. Так же образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и появлению новых.
Одновременно с приобщением детей к ценностям школа становится средством социального контроля над учеником. Образование наряду с религией, семьей и законодательной системой представляет собой одни из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда, окончив институт человек, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Кроме того, образование способствуй развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств.
Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала".
Согласно этой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
В 60-е годы функционализм доминировал в социологии образования, но уже тогда он был поставлен под сомнение многими сторонниками конфликтологической теории. Эти ученые не ограничились тем фактом, что между группами возникают конфликты по поводу содержания образования. Они считают, что само образование можно рассматривать как воплощение различных групповых конфликтов. Сторонники теории конфликт считали, что образование способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях.