Благотворительность в России: уроки истории
Потребность помогать ближнему – это естественное свойство человека. Так мы устроены – нам необходимо быть кому-то нужными, полезными, жить не только для себя. Это одна из глубинных основ нашего существования в обществе.
В 90-е годы в Москве Городской думой была создана система территориальных благотворительных обществ: Москва была поделена на 28 частей, и в каждой было свое благотворительное общество или попечительство.
В таком попечительстве был председатель и был совет, куда входили люди богатые и известные, авторитетные, пользующиеся уважением и доверием. Например, любой представитель рода Морозовых, состоял как минимум в десятке благотворительных обществ. Его имя служило гарантией надежности и бескорыстности работы общества. Средства набирались так: одна часть от богатых людей (члены совета давали солидные деньги), вторая часть из городского бюджета и третья часть – взносы от людей малосостоятельных. В каждом попечительском обществе были десятки, а то и сотни рядовых членов, которые платили взнос – рубль, три, может быть пять рублей в год. Членом общества мог быть кто угодно, так что любой человек мог внести посильный вк5лад в благотворительность. Кроме того, все знали, куда можно принести какие-то вещи, продукты и т.п. если появится такая возможность.
Штатных работников в попечительстве не было – только казначей, лишних «сидельцев» не плодил. Но было очень много людей, которые видели в благотворительности свой общественный или религиозный долг. На них и держалась вся эта огромная работа.
Совет попечительства знал полностью всю картину бедности на своей территории. Молодежь, гимназисты и студенты делали перепись по каждой семье. Потом все эти анкеты собирались, и совет, исходя из наличия денег, решал, где нужно срочно что-то делать, кому можно помочь во вторую очередь, кому в третью. Причем денег они никогда. Ни кому не давали. Они изымали из погибших семей детей, стариков и больных и пристраивали их по больницам, приютам и богадельням. Они гасили самые опасные проблемы – например, расплачивались с домовладельцами за долги, привозили дрова, давали какое-то количество продовольствия, одежды и т. д.
Студенту, который принес анкету данного семейства, поручалась реализации всего этого. Через некоторое время он должен был отчитаться, как теперь обстоят дела с этой семьей, изменилась ли картина, что удалось сделать. Если что-то не удавалось, вступали в действие уже крупные более фигуры, которые начинали обращаться к своим знакомым – ведь у них у всех были связи. Вот такая система взаимной помощи.
Если человек мог работать, подыскивали ему место. В этих советах было большое количество предпринимателей, и в первую очередь они пытались пристроить человека. Они же знали всю картину в пределах своей территории: кто-то ведет строительство, ему обязательно нужен сторож или землекоп, где-то по весне надо дорогу мостить,… Конечно, они давали работу не высокооплачиваемую, но устроить человека могли.
У них были свои информационные центры. Устроены они были, конечно, не на нашем современном уровне – компьютеров не было, все делалось на системе карточек, и много сложностей было с этим, - но центры такие были. Стремились сделать и общегородской информационный центр – банк данных рабочих мест в первую очередь.
Вот такая была система. И такими благотворительными обществами была охвачена полностью вся Москва. А ведь помимо этой системы существовала еще и сословная, и церковная, и частная благотворительность.