Специфика благотворительности в военно-революционный период 1904-1918 гг.
К началу XX в. общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, богадельни, детские приюты, больницы, картинные галереи, выставки – вот спектр интересов русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. Военно-революционные события изменили содержание и направление благотворительной деятельности. В начале ХХ в. в г. Кургане функционировали Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, Городская комиссия по призрению семей лиц, призванных на воину, отдел Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам, Отдел вспомоществования бедным семействам поляков, участвовавших на войне, бедствующему населению, пострадавшему от военных действий, Общество покровительства освобожденным из мест заключения. Бедствия войны привели к массовому появлению новых объектов социального призрения − больных и раненых воинов, калек, солдатских семей, беженцев, беспризорных детей. Сразу же после окончания русско-японской войны, в 1905 г. было организовано Императорское Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям. Не ограничиваясь лишь материальной поддержкой защитников, своей основной целью оно провозглашало «укрепление в сознании народа, что как правительство, так и все русское общество озабочено обеспечением судьбы солдат, честно исполнивших свой долг и принесших свое здоровье и личное счастье при защите Родины» [9]. Спокойствие солдат за участь своей семьи учредители Общества видели залогом его будущих подвигов и побед. С марта 1909 г. организации было оказано высокое доверие: монарх принял его под свое Высочайшее покровительство. Значительное денежное пособие, ежегодно получаемое от казны, позволяло иметь свое печатное издание − «Вестник Общества». Основное внимание объединение сосредоточило на организации местных отделов и более мелких организаций − местных попечительств. В 1908 г. отделение Общества было открыто в г. Кургане. В областном архиве хранится список пожертвований, поступивших от учащихся Курганского мужского городского приходского училища и членов их семей на имя инспектора народных училищ Тобольской губернии А.П. Нечай в 1904-05 гг. на разного рода нужды войны. Назначение пожертвований: для раненых и больных воинов, на формирование библиотеки для раненых и больных воинов, на усиление военного флота, на нужды Курганского комитета Красного Креста. Вещи измерялись количеством тюков, книги – штуками, деньги – рублями. Имеется точный отчет – кому и на что потрачены пожертвования [1]. Масштабность и ожесточенность I Мировой воины привели к небывалому потоку раненых и беженцев, к приему которых тыл оказался не готовым. Государственных средств хронически не хватало. Правительство вновь и вновь обращалось к народу за помощью. На волне деятельности Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам в г. Шадринске 12 августа 1914 г. состоятельные женщины объединились в Дамский комитет, принявший на себя функции заготовки белья для раненых и отправку посылок с подарками на фронт. Их усилиями за год передано в различные госпитали 34075 штук госпитального белья и платья, отправлено на фронт 10359 противогазовых повязок, 634 посылки с подарками. «Деятельность Дамского комитета явилась в высшей степени подсобной госпитальному делу армии. А подарки на фронт вызывали в получателях чувства чистой сердечной признательности» [25]. Дамы получали многочисленные письма от военнослужащих с благодарностями.
Шадринский уездный благотворительный комитет, созданный для организации помощи пострадавшим от военных действий, просуществовал с 22 сентября 1914 г. по 6 октября 1914 г., после этого почти в полном составе (за исключением Н.С. Бабинцева и П.С. Емельянова) вошел в состав Шадринской уездной комиссии Пермского отделения Комитета Великой Княгини Елизаветы Федоровны, который был открыт для устройства и объединения на местах благотворительной помощи семьям лиц, призванных на военную службу. Шадринская Комиссия по призрению бедных, Дамский комитет, Пожарное общество и учащиеся местных учебных заведений по решению объединенного совещания своих представителей устроили сбор пожертвований на нужды войны 20-22 декабря 1914 г. Шадринский Городской Голова доложил Шадринской городской Думе, что в результате сбора отправлено в Московский комитет Всероссийского Союза городов 51 ящик с одеждой, обувью, бельем, табаком, продуктами, стеариновыми свечами и пр. Пожертвованные книги переданы в шадринскую больницу им. А.П. Ночвина для создания библиотеки, ситец, холст и другие ткани – в Дамский комитет для использования по усмотрению. В 1914 г., руководствуясь обращением директора народных училищ Западно-Сибирского учебного округа Г. Маляревского, в учебных заведениях гг. Кургана и Шадринска были установлены «кружки по сбору пожертвований в фонд Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским, сербским и их семействам и семействам убитых воинов», а так же распространены лотерейные билеты «благотворительной лотереи 1914 г. в пользу раненых и больных воинов, семей, лиц, призванных на войну и лиц, пострадавших от военных действий» [2]. Учащиеся привлекались к собиранию сведений о раненых воинах посредством заполнения регистрационных карточек, но при условии их на то желания и без ущерба для исполнения основных обязанностей. Крестьяне Яутлинской волости Шадринского уезда пожертвовали в пользу лазаретов 100 мешков ржи из общественных запасов. В 1915 г. в связи с отступлением российских войск из Польши, Прибалтики, Волыни на восток хлынул поток беженцев. В тылу возникла проблема с их расселением, оказанием продовольственной помощи, трудоустройством. Всероссийский союз городов одной из священных задач поставил защиту жертв войны. По закону о призрении беженцев от 30 августа 1915 г. заботы по обеспечению материальных и других нужд беженцев возложены на земскую и городскую управы, но попечительские организации приглашались изыскивать средства благотворительными сборами среди местного населения деньгами, продуктами и разными вещами.