Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения
Создание и функционирование фонда целевого капитала некоммерческой организации предполагают заранее сформированный перечень целей эффективного использования доходов от целевого капитала. Для этого необходимо сформулировать несколько проектов, на которые и будет направлено расходование денежных средств, полученных управляющей компанией в ходе инвестирования целевого капитала. В последствии они должны быть заложены в устав некоммерческой организации – фонда целевого капитала. При этом важно выбрать максимально эффективное направление (цель, проект), которые будут отвечать нескольким требованиям:
- реализация данного направления должна положительно сказываться на общей работе автономного образовательного учреждения;
- доходы от целевого капитала должны максимально покрыть расходы на осуществление данного направления;
- фактическое состояние данного направления не соответствует современным требованиям;
- время на реализацию данного направления (проекта) должно быть ограничено рамками создания фонда целевого капитала.
Для любой некоммерческой организации, в том числе автономного образовательного учреждения, в современных условиях можно в кратчайшие сроки сформулировать большое количество направлений (проектов), которые необходимо развивать и внедрять в жизнь незамедлительно для повышения эффективности работы учебного заведения. Однако ограниченные возможности по сбору благотворительных пожертвований, а следовательно, не столь масштабные размеры эндаументов (целевых капиталов) создают необходимость выбора из большого списка проектов тех, которые нуждаются в первейшей реализации и принесут максимальный эффект для организации в выполнении стратегических задач развития.
Для формирования приоритетных направлений развития некоммерческой организации нами предложена следующая методика.
Формирование, оценка и выбор приоритетных направлений развития автономного образовательного учреждения производятся по результатам анализа внутренней и внешней социально-экономической среды учреждения.
Далее производится определение рейтинга направлений (проектов) развития автономного образовательного учреждения по влиянию на дальнейшее его развитие:
1. Определение «коэффициента влияния» факторов воздействия (табл. 7). Коэффициент влияния (kвл) исчисляется как отношение важности данного фактора для организации (числовой коэффициент от «9» до «0») к ее фактическому состоянию (в баллах от «0» до «9»).
Таблица 7 - Определение коэффициента влияния факторов воздействия на автономное образовательное учреждение
№ п/п |
Наименование фактора воздействия на организацию |
Важность фактора(от 9 до 0) |
Фактическое состояние фактора(от 0 до 9) |
Коэффициент влияния kвл(п.3:п.4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Фактор 1 | |||
2. |
Фактор 2 | |||
… |
… | |||
N |
Фактор N |