Безработица в республике Узбекистан
Конституция Республики Узбекистан – в статье 37, гарантирует право каждого гражданина на труд. Однако углубление экономического и социального кризиса приводит к массовому росту безработицы. Официальные статистические данные показывают отношение чиновников к данной проблеме, которые определяют уровень безработицы в стране, как 35-40 тыс. чел. Если официально проблема отсутствует, то вряд ли можно надеяться на ее широкое обсуждение среди экономистов. Между тем, с каждым днем ситуация усложняется и требует неотлагательных решений. Главной причиной, влияющей на рост уровня безработицы, является, как известно, экономический застой, который имеет свои закономерные последствия, такие как:
-диспропорция рынка труда;
-избыток неквалифицированных трудовых ресурсов;
-низкая востребованность научно-технических кадров;
-сокращение штатов в предприятиях и учреждениях;
-девальвация заработной платы бюджетных работников госучреждений и предприятий;
-ограничение спроса на выпускников ВУЗов и т.д.
Официальная статистика регистрирует в качестве ищущих работу только тех, кто обращается на биржу труда. С учетом выявленных Министерством труда дополнительно к официально зарегистрированным 645 тысячам человек незанятых, но желающих работать, безработицу в Узбекистане можно оценить на уровне 6,8 процента.
Анализ показывает, что:
темпы и масштабы создания новых рабочих мест в республике пока еще заметно ниже прироста числа желающих работать;
низкая мобильность избыточных трудовых ресурсов села из-за недостаточного уровня их квалификации и негибкости рынка жилья препятствует их перетоку в населенные пункты с недостаточной или динамично расширяющейся трудозанятостью;
имеет место структурная и профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
несовершенство системы подготовки и переподготовки кадров не позволяет ей быстро переориентироваться на изменяющийся спрос на рабочую силу.
В ближайшей перспективе проблемы занятости в Узбекистане сохранят свою остроту из-за ожидаемых высоких темпов прироста населения в трудоспособном возрасте и активного высвобождения рабочей силы в связи с ростом производительности труда, активизацией процессов банкротства, перепрофилирования предприятий и другими рыночными преобразованиями экономики.
Прогнозные расчеты показывают, что:
В 2008-2011 гг. прирост численности населения трудоспособного возраста составит 14,5% (в среднем по 303 тыс. человек в год), что близко аналогичному показателю1997-1999 гг. Сохранится также опережающий прирост трудовых ресурсов сельской местности. (более 70% общего прироста). Только с 2011 г. ожидается снижение среднегодового прироста населения в трудоспособном возрасте с 1.9% до 1,6% в 2012 году. Среднегодовой прирост за этот период оценивается в 250 тыс. человек.
наметившийся в экономике рост производительности труда может в 2008-2011 гг. привести к высвобождению или переориентации на новые виды деятельности существенной части рабочей силы. Так, сохранение в промышленности и строительстве сложившихся в 2000-2005гг. среднегодовых темпов роста производительности труда создает возможность условного высвобождения около 260 тыс. человек. По оценкам специалистов, избыток рабочей силы в предприятиях сельского хозяйства составляет свыше 650 тыс. человек. Активизация процедур банкротства и ликвидации убыточных предприятий приведет в 2008-2011 гг. к высвобождению еще не менее 100 тыс. человек, занятых в несельскохозяйственных отраслях материального производства.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в среднесрочном периоде ситуация в сфере ожидается даже более напряженная, чем в 2000-2005 гг. Удовлетворение возрастающих потребностей населения в трудоустройстве требует создания в 2010-2012 гг. не менее 3 млн. рабочих мест (по 700 тысяч ежегодно), что в 1,5 раза больше, чем создавалось в среднем за последние четыре года. Ситуация начнет смягчаться только с 2011 года благодаря снижению прироста численности населения, вступающего в трудоспособный возраст.