Д. Мид как основоположник символического интеракционизма.
Осн раб: «Разум, Я и общество» (1934) Методол основ его подхода в социологии был прагматизм. Эволюцию он рассматр как процесс осознания и решения пробл, а научный метод – как развивающееся в ходе эволюц процесса самосознание. Признаками чел, развившимися в ходе эволюции, Мид считал умение мыслить абстрактно, самосознание, целенапр и нравств повед
Об-во – это продолж процесс и состоит оно из соц актов. По Миду, соц акт – это взаим-ие, включ двух или более индивидов, между которыми существует разделение труда. Вклад различных индивидов координ т о, чтобы достичь целей, приносящих определенное удовлет кажд участнику. координир действие людей отличается большой степенью гибкости. Участники планируют свой социальный акт в контексте постоянного приспособ др к др
Реализация соц акта – процесс коммуникативный: взаимод всех типов развиваются в процессе взаимного приспособл участников др к др. Взаимная ориентация возникает и поддерживается в ходе постоянного обмена жестами. Жесты – это любые воспринимаемые движения, показывающие другой стороне внутренние ощущения или намерения первой.
Жест, имеющий одно и то же значение для двух и более людей, - это значимый символ, а язык и состоит из таких конвенциональных звуков. Те, кто занят совместной деятельностью, постепенно создают мир общения, облегчающий их последующее сотр-во.
При изучении процессов коммуникации Мид предлагал пользоваться концепциями импульса, восприятия, манипуляции и консуммации.
Импульс – некое нарушение, дефицит приспособления между организмом и средой, представление о трудной задаче, которая должна быть выполнена.
Консуммация – устранение нарушения, беспорядка.
М/у этими конеч точками акта нах-я восприятие и манипуляция. Один из главн пунктов дискуссий прагматистов – это хар-р мышл. По Миду, мыш – это форма поведения, происход когда деят-ть прервана. Перерыв может быть вызван внешним препятствием, или отсутствием необходимых объектов. Когда акт заблокирован, имеет место большое количество вторичных приспособлений, включая экстренную мобилизацию (эмоцию) и сознательную рефлексию. С помощью этих процессов приостановленный акт может быть в конце концов завершен.
Наиб знач достиж Д. Мида счит его теория «Я». «Я» - это не только чье-то тело, но и воспринимаемый объект. Поскольку большинство актов являются компонентами более масштабных взаимодействий, люди, участвующие в них, взаимозависимы, - импульсы одного не могут быть полностью воплощены без сотрудничества коллег.
Обобщая его концепцию,Мид использует термин «Я» в трех значениях:
как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;
как процесс самоконтроля;
как личность человека.
Социология, Мид подчерк два важных контекста, в кот она происходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себя определенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона, продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласов действия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельность происходит в соответствии с правилами.