Развитие идей семейного детского дома. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. В 2001 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты – 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях[1].
Статистика свидетельствует: по числу детей – социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.
Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы – по поводу обихода, режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам. При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов, а позднее на школу и другие учреждения. Нередко в этих случаях можно констатировать так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации контактов с ними, что в свою очередь в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению их из семей, и, как следствие, к беспризорности огромного количества детей и подростков[2].
К сожалению, дети – социальные сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, либо воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Детский дом – это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу». Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.