Теоретические аспекты статистического анализа обеспеченности жильем. Политика обеспечения жильем населения
Средняя обеспеченность жителя области общей (жилой) площадью определяется как частное от деления общей (жилой) площади наличного жилого фонда на среднегодовую численность постоянного населения.
Обеспеченность жильём населения измеряется с помощью следующих показателей:
1) Жилая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.
2) Общая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.
3) Численность населения, проживающего:
- в отдельной квартире;
- в коммунальной квартире;
- в отдельном доме или его части;
- в общежитии.
4) То же в % ко всем жителям.
5) Средняя площадь отдельной квартиры, кв. м/квартира.
6) Среднее число жителей на одну комнату, чел,/комната.
7) Число домохозяйств, стоящих на учёте для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств).
8) Число семей беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье.[17,c.235]
Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища – обеспечить человеку благоприятную среду обитания.
Численность семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась в 1993-2006 годах с 9,45 млн. семей до 5,9 млн. семей, при этом средняя обеспеченность жильем увеличилась на 2,8 кв. метра общей площади и составила 19,3 кв. метра на человека. Наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход реализован в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем различных категорий граждан за счет средств федерального бюджета целесообразно в дальнейшем организовать в рамках данной Программы.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
·обеспечение доступности жилья;
·жилищное строительство;
·текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675)
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов.
Для решения основной задачи в области обеспечения доступности жилья необходимо осуществить:
·укрепление гарантий прав собственников жилья, а также прав добросовестных приобретателей жилья, совершенствование законодательства Российской Федерации с целью упорядочения прав членов семьи собственника жилого помещения;
·изменение роли и содержания института социального найма государственного и муниципального жилья;
·изменение жилищного законодательства с целью совершенствования механизмов защиты прав нанимателей и арендаторов на рынке жилья;
·совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;
·создание условий для долгосрочных жилищных накоплений граждан и установление государственного контроля над различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья (строительно-сберегательные кассы, кредитные союзы, товарищества и другие организации, не имеющие лицензий кредитных организаций, но выполняющие их функции);