Антиалкогольная политика в современном обществе
Интересно проследить различные противоалкогольные меры в России. Известно, что до 15 века в России пили преимущественно мед, пиво и привозное вино, а с середины 16 века распространяется водка. Во времена Ивана 4 появились кабаки. Но уже тогда периодически издаются указы и распоряжения государственных деятелей и представителей духовенства, ограничивающие потребление спиртных напитков или предусматривающие различные наказания для «гнусных пьяниц». При Петре Первом, например, были введены наказания для пропойц – их избивали палками или сажали в ямы.
Наша страна, как и другие страны, прошла через практику «сухого закона». В 1914 году царское правительство с начала империалистической войны запретило продажу вина. В 1916 году был введен полный запрет продажи алкоголя. Этот запрет действовал и после Октябрьской социалистической революции. Однако исследования того времени свидетельствуют о том, что сразу после введения запрета в стране стали употреблять различные суррогаты, главным образом самогон.
Это в последствии привело к тому, что наше государство ввело винную монополию. В 1922 г. была разрешена продажа 20% водки, в 1924 г. – 30%, в октябре 1925 г. – 40% водки. Это свидетельствует о том, что и в нашей стране эта, казалось бы, радикальная мера не дала положительных результатов[8].
Успешная борьба с алкоголизмом возможна только при осуществлении комплексных мер воздействия социального, медицинского, педагогического и административного характера, а также при участии в ней всего населения.
В общем комплексе мероприятий борьбы с алкоголизмом значительную роль играет противоалкогольная пропаганда, основная цель которой – формирование у населения нетерпимого отношения к употреблению алкоголя.
Один из существующих недостатков антиалкогольной пропаганды – отсутствие динамической обратной связи с населением. Во многих случаях остается не ясным, какой отклик в различных аудиториях находят те или иные формы просветительской работы по борьбе с алкоголизмом.
Этот недостаток, еще в 1976 году исправили сотрудники противоалкогольной лаборатории Новосибирского мединститута, разработав специальную анкету, позволяющую проводить статический анализ.
Благодаря этой анкете, в настоящее время сотрудники этой лаборатории с уверенность утверждают, что наиболее действенными методами пропаганды являются беседы, проводимые людьми, вылечившимися от алкоголизма, индивидуальные беседы врача[9].
Причины неэффективности других методов (просмотр фильмов и передач на антиалкогольную тематику) заключаются в том, что слишком большое внимание в них уделяется вызыванию страха перед алкоголем. Из психологии известно, что воздействия, направленные на вызывание страха, в современном обществе, как правило, не дают положительных результатов. Кроме того, страх перед употреблением алкоголя должен вытекать из осознания отдаленных по времени последствий: развитие алкоголизма, поражение внутренних органов, влияние на потомство. Но люди, получающие удовольствие от употребления алкоголя, как правило живут сегодняшним днем и не столь ориентированы на будущее развитие событий, чтобы о них серьезно задуматься.
Одна из основных особенностей современного общества – резкий рост притока информации и скорость принятия решений в единицу времени. В связи с этим увеличивается скорость и содержание психических процессов человека и возрастают его адаптивные возможности в целом.
Эти изменения в психологии прослеживаются и в тех реакциях, которые возникают в процессе противоалкогольной работы, поскольку она затрагивает различные сферы жизни и включает медицинские, психологические, социально-экономические подходы.
Для популяризации правильного отношения к алкоголизму важное значение имеет знание сущности алкоголизма, ясность и доходчивость определений. Сопротивление, с которым приходиться часто сталкиваться, отражает глубоко укоренившиеся у людей представления о том, что алкоголик – это только «опустившийся человек», что знакомый, родственник, сотрудник по работе «пьет, как другие», «ничем особым не отличается» и т. д[10].