Национальные и мировые программы создания информационного общества
Следовательно, рост и совершенствование ИТ-технологий и быстрое их распространение неизбежно сочетают развитие и реализацию национальных программ разработки и использования новых технологий с налаживанием и углублением международного сотрудничества. Сама природа процессов информатизации экономики и общества носит интернациональный характер, потому что самостоятельное решение проблем неизбежно должно опираться на мировой опыт и учитывать его.
Под эгидой Госкомсвязи и информатизации Украины общественной рабочей группой при поддержке и финансовой помощи Международного фонда "Возрождение" разработана долгосрочная программа "Электронная Украина", направленная на развитие Интернет-индустрии и создание на ее базе "электронного государства". Для этого предусмотрено широкое использование современных информационно-коммуникационных средств, прежде всего Интернета, на всех уровнях государственного управления (от правительства до местных администраций), переход всех государственных структур на электронное документообращение, объединение локальных государственных систем в интегрированную сеть, доступ государственных служащих к Интернету, а также возможность интерактивного участия граждан Украины через Интернет в государственных процессах, таких, например, как выборы.
Электронная стратегия предполагает разработку и реализацию национальных программ перехода к информационному обществу на основе взаимодействия правительства, общества и частного сектора. Э-правительство, э-биз-нес, э-предпринимательство, э-общество, э-обучение и э-образование определены приоритетными в формировании информационного общества. Среди приоритетов - создание системы электронного правительства, фундаментом которой является развитие отечественной индустрии программных, компьютерных и телекоммуникационных средств. Это должны быть интегрированная информационная система органов власти, система информационных ресурсов, система защиты, правительственный веб-портал, базовая сеть, а также кадры, которые будут обеспечивать функционирование системы. Проект электронного правительства уже имеет определенное практическое воплощение: создан веб-портал украинского правительства, способствующий широкой информированности о деятельности государственных структур. Украина занимает далеко не последнюю позицию в мире. Ведь свыше 80% органов государственной власти имеют сайты.
Госкомсвязи разработал технологию подключения органов государственной власти к Интернету, завершены создание и государственная регистрация объединения предприятий "Украинский сетевой информационный центр", который будет администрировать домен UA. Динамично развивается и сегмент Интернет: количество веб-серверов за 5 лет достигло 20 тыс., активных пользователей Сети - свыше миллиона.
Общегосударственная программа "Электронная Украина", которую начали разрабатывать еще в 1999 г., к сожалению, так и не вышла за пределы ведомственного документа. Теперь эта программа требует и доработки и переработки. В 2003 г. была осуществлена попытка законодательно закрепить это чрезвычайно важное направление работы - подготовлен проект Закона "Об общегосударственной (национальной) программе "Электронная Украина", а еще в начале июня того же года Кабинет Министров возвращает этот документ его автору - Госкомсвязи - для доработки. В настоящее время и сама программа, и проект закона находятся на согласовании в правительстве. Понятно, что эта программа масштабна и дорога. По оценкам экспертов, для ее реализации нужно 8-10 млрд. грн. И хотя из государственного бюджета предполагается взять для этого 2 млрд. грн., но и такая сумма него весьма значительна.
Создание такой важной национальной программы и ее утверждение в виде закона заняли уже почти 5 лет. Очевидно, при всей сложности и значительности этого документа бюрократическая волокита связана и с непониманием роли информатизации в настоящем и будущем Украины, и того, как это отвечает заботе Генеральной ассамблеи ООН о формировании глобального информационного общества. Но главным является то, что такие темпы по исполнению, а еще по разработке и утверждению этого документа находятся в вопиющем противоречии с темпами научно-технического прогресса и ключевого направления - внедрения информационно-телекоммуникационных технологий.