Харизма
Во-вторых, требование "убрать из руководства страною всех тех, кто, управляя Россией, служит чужим, не российским интересам, прикрываясь криками о цивилизации и демократии", выдвигаемое, согласно замерам ЦИПКР, на первое место 40-50 процентами россиян. Показательные "порки" деятелей типа Березовского и Гусинского, одобренные большинством населения, оказались восприняты как прямое подтверждение того, что именно Путин способен воплотить данный лозунг в жизнь.
В-третьих, призыв к наведению порядка, реализацией которого стало требование "покончить с сепаратизмом", поставленное во главу угла примерно третью граждан и одобренное 60-70 процентами их. Эпатирующе-образное высказывание Путина насчет чеченских террористов ("будем мочить в сортире") вроде бы намертво спаяло в массовом сознании его образ с решением этой ключевой для выживания страны задачи.
Таковы оказались "три кита", - три совпадения позиций Путина со мнениями почти четырех пятых населения, - на которых изначально взошла личная харизматичность президента, не имевшего к моменту прихода на высший в стране пост ни собственной партии, ни команды за спиной, ни достаточной поддержки со стороны либерально-демократической "элиты".Самоидентификация Путина с этими тремя народными требованиями нейтрализовала в нужный момент и такой опасный для него фактор, как глубокое несовпадение ряда деклараций президента со взглядами большинства граждан по целому спектру других важнейших государственных целей и задач.
В частности, даже в декабре 1999 года - на пике его политического взлета, - лишь 16 процентов россиян (данные ЦИПКР) соглашались с тем, чтобы итоги приватизации в стране оставались неприкосновенными. Только 14 процентов населения сочли "хорошей мыслью" и высказанное Путиным еще весною 2000 года пожелание о вступлении России в НАТО. В то время как большинство других или заявили о своем "абсолютном несогласии" с этим, или не поверили, будто Владимир Владимирович мог подобное предложить.
Такая шаткость позиций сделала Путина заложником собственного рейтинга, который к тому же быстро выказал склонность к опасно резким скачками. Например, по данным ВЦИОМ, уже за три первых после выборов месяца он упал с 51,7 до 44,5 процентов. А затем его колебания стали еще более размашистыми, заходя на тридцатипроцентные отметки рейтинговой шкалы.
Что и понятно. Ведь главная составляющая путинской харизматичности - та самая политическая "влюбленность" части граждан в лидера, - есть вещь сугубо иррациональная, питаемая эмоциями. Обманутая же влюбленность мстит.
Тем более, что даже в самые лучшие времена в президентском имидже Путина не было очень важного - средних высот. Либо изолированные "заоблачные" пики оценок, либо масса абсолютно незначительных показателей доверия. Делалось очевидным: если указанные "пики" надломятся, а тем более рухнут, обвал харизматичности президента сделается катастрофическим.
Именно эта угроза остро напомнила о себе в последние недели в связи с визитом Путина в США и полным сползанием российских верхов в колею американской политики. Еще по сентябрьским данным РОМИР, категорически против участия российских военных в натовских операциях в Афганистане высказывались 79 процентов населения. Теперь же, по сведениям ВЦИОМ, 51 процент россиян заявил: "Россия плетется в хвосте США". Не заставила себя ждать и "первая ласточка" кризиса: по сведениям Агентства политических новостей, рейтинг доверия президенту в армии скатился до 18 процентов…
Отказ от самостоятельной роли России в мире, как и начало переговоров с чеченским сепаратистами, подрубили основы, на которых крепился путинский имидж и держатся его рейтинговые показатели. Харизма президента начала осыпаться.
Впрочем, дело здесь не исчерпывается внешнеполитическими, оборонными или антитеррористическими аспектами. Четко обозначился и надрыв доверия к власти по ключевым социальным и экономическим делам.