Школа в становлении подростка
В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.
Проанализировав данные мониторинга, можно сказать, что большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни; недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.
Внешкольные учреждения, а также сеть кружков и секций в школах выполняют несколько важных задач. Прежде всего, это содействие разнообразным способностям и интересам ребят в тех или иных видах деятельности (художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др.).
Подростковое творчество ярче всего проявляется вне класса, в научных кружках, творческих объединениях (театральные кружки, художественные студии др.) или в сфере досуга. Однако творческое начало, присущее внешкольной работе, привлекало подростков возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность, потребность в свободном общении со сверстниками и людьми другого возраста, других профессий и увлечений.
Школа дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов.
Она призвана формировать культуру личности подростка, которая включает в себя такие аспекты: духовно-нравственная культура, профессиональная, интеллектуальная, экологическая, физическая, культура общения.
К сожалению, на современном этапе школа не представляет собой комплексного образования, она может сформировать один из перечисленных аспектов в культуре личности подростка, либо пытается формировать целый комплекс без системного подхода (несвязанность аспектов между собой) Все это определяет актуальные проблемы становления личности подростка в школе.
На фоне данных актуальных проблем особенно остро просматривается проблема духовной культуры личности подростка, а именно падение книжной культуры. Книжная культура помогает сформировать духовно-нравственную культуру, культуру общения и интеллектуальную культуру.