Средства массовой информации и их влияние на подростковую культуру
· исчезают ориентированные на подростков передачи общественно политической направленности (подобные популярным в 80-е годы передачам: «12 этаж», «Мир и молодежь»);
· изменяется жанровая специфика популярных среди подростков телепередач (наиболее популярными становятся передачи конкурсы и ток-шоу). В целом, материалы исследований свидетельствуют о весьма существенных изменениях подростковой телевизионной субкультуры. Можно думать, что увеличившаяся вариативность телевизионной информационной среды привела к дезинтеграции возрастной поколенческой субкультуры. Иными словами, если в середине 80-х годов телевидение выступало как целостное информационное пространство интегрирующее, достаточно крупные возрастные когорты, то в конце 90-х возрастные когорты учащихся все больше дифиринцируют для себя информационную среду телевидения. При этом характерно, что политика телевещания не ориентирована на создание специальных телепередач для детской и подростковой аудитории.
Произошедшие в 1990-е гг. перемены на российском телевидении нанесли существенный ущерб позитивной социализации детей, подготовке их к жизни в качестве полноценных граждан своей страны. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, образцы поведения, совместимые с реалиями российского общества, с его духовными традициями. Телевизор является зеркалом, которое отражает все тенденции русской культуры. А именно отражение в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений. Следствием этого является не только эффект уродливой социализации, но, угрожает в конечном итоге психическому здоровью детей. Не стоит забывать о засилии жестокости на экране, в виде боевиков, триллеров. Возникает опасность массового подражания подростков “героям” из фильмов, а, следовательно, рост детской преступности и повышения агрессивности. Эффект экранного насилия может способствовать выработке специфических установок и норм поведения, научить насильственному разрешению конфликтов.
На российском телевидении происходит вестернизация телевизионного эфира, то есть большинство фильмов американского происхождения, а отечественное кино практически отсутствует. Телевизионная политика современного кинопроката ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры. Более того, половина фильмов, транслируемых по российскому телевидению, является сериалами (в основном американскими и южноамериканскими), что предполагает не просто регулярное проведение зрителями большого количества времени перед экранами в определенные часы, но и действие особых механизмов идентификации с персонажами, которые существенным образом влияют на смысловое и жизненное пространство подростка. Так, телеканал МTV[7] – эксплуатирует такую характерную для подростка черту как «подражательность», прививая при этом вкусы американской культуры – стиль одежды, манеры общения (в лексиконе подростка появляются слова иностранного происхождения, например, кэш[8], лузер[9] и т.д.).
Говоря, о влиянии телевидения на школьников стоит указать на количество времени, которое затрачивается школьниками на просмотр телепередач. Сегодня подростки проводят у телевизора около 6-7 часов подряд. Подростки тратят практически большую часть своего свободного времени на просмотр телепередач, чем общению с родителями, чтению книг, школьным занятиям и даже играм со сверстниками. Телевизор, фактически превратившийся в члена семьи, стал еще одним воспитателем ребенка. Телевизионные передачи особым образом встраиваются в жизненный цикл телезрителя – в утренние, дневные, вечерние и ночные часы; будние и выходные дни.