Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.
Документы, определяющие этические требования, выполняю функцию формализации профессиональных ценностей, т. е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста. Специфика профессиональных ценностных ориентации, на наш взгляд, состоит в их более жесткой социальной заданности, которая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные ценностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются его новым членам и во внешний социум. С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», т.е. ее особая роль, значимость для общества. Особенно ярко она проявляется в сферах профессиональной деятельности, связанных со взаимодействием «человек-человек»: медицина, педагогическая, управленческая деятельность, психологическая помощь и др. Это обусловлено профессиональной ответственностью за жизнь и здоровье зависимого от профессионала человека.
Профессиональные ценности специалиста по социальной работе можно условно разделить на группы, которые по критерию подчиненности будут соотнесены как уровни ценностей:
а) высший уровень - экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;
б) первый уровень - ценности-цели, подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целевого компонента;
в) второй уровень - ценности-принципы, в которых отражена зависимость процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;
г) третий уровень - ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента профессиональной деятельности. [24, с. 89]