Анализ теорий профессионального становления личности
Зарубежные теории развития личности явились основой для разработки и построения ряда концептуальных теорий профессионального и личностного развития индивида в отечественных психологических и педагогических исследованиях.
Первыми, кто обратил внимание на профессиональную типологию в отечественной науке, были А. Ф. Лазурский я М. Я, Басов. Так, М. Я. Басов писал: "Как ни велико значение индивидуальных моментов, все же когда мы говорим о враче, педагоге, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый их них имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп". [16, с. 42]
Современный исследователь К. М. Левитан отмечает, что профессиональное становление личности не "прикреплено" жестко и однозначно к возрастному делению. Он связывает его с тремя периодами: подготовительный - довузовский (выбор профессии), начальный - вузовский (формирование ос нов профессионально важных умений и свойств личности) и основной - послевузовский (развитие всех сущностных сил личности с целью ее наиболее полной самореализации в деятельности). В процессе развития личности, отмечает К. М. Левитан, происходит и становление ее целостности, которое заключается в подчинении всех элементов структуры личности ее основной доминанте - направленности, обеспечивающей непрерывность, преемственность всех периодов развития личности; в обретении необходимых ей, но еще отсутствующих качеств. Становление и разрешение на каждом этапе внутренних противоречий личности обеспечивает ее непрерывное развитие.
Т.В. Кудрявцев в профессиональном развитии личности выделяет следующие основные стадии:
- формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей;
- профессиональная подготовка; освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально значимых и профессионально важных качеств личности, положительного отношения, склонности и интереса к будущей профессии;
- профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение;
- полная или частичная реализация личности в профессиональном труде.
У всех названных авторов готовность специалиста к профессиональной деятельности не сводится к установлению образовательного ценза. Она направлена на определение этапов профессионального становления и преодоление тех противоречий, которые лежат в основе развития личности специалиста.
Л. А. Ясюкова полагает, что для успешного овладения и осуществления деятельности особое значение имеет не столько уровень выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, сколько характер взаимосвязи между ними. При осуществлении тесных и положительных взаимосвязей большинства личностных свойств возникает процесс их взаимоусиливания, при возникновении же антагонистических взаимосвязей между свойствами личности развитие одних сторон личности приводит к деградации других. Автор исследования выделяет три этапа формирования профессиональных способностей личности:
- первый - формирование задатков, когда непосредственная работа (учебная деятельность) специалиста (учащихся) содержит элемент будущей деятельности и способствует формированию общих, соответствующих ей поведенческих (мировоззренческих, мотивационных) установок;
- второй - формирование пассивно-исполнительских способностей в процессе обучения профессии при непосредственном освоении ее основ;
- третий - формирование активно-деятельностных способностей при определении самим работником целей, программы деятельности и методов ее реализации.
Разделяя общую позицию Л. А. Ясюковой мы не можем согласиться с характеристикой второго и третьего этапов. Как показало наше исследование, использование личностно-развивающих педагогических технологий в профессиональной подготовке специалистов социальной работы, в первую очередь рефлексивно-управленческого характера, приводит к тому, что второй этап развития профессиональных способностей характеризуется не пассивно-исполнительской особенностью субъекта, а его активно-позитивной, деятельной сущностью.