Абсентеизм - пути преодолдения
Таким образом, реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более «принятым» в российском обществе, а электоральный абсентеизм – все более легитимной практикой.
Среди проводимых опросов населения сотрудниками и аналитиками фонда Общественное мнение нередко звучал вопрос о причинах снижения электоральной активности наших сограждан. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, они чаще всего объясняли абсентеизм разочарованием в институте выборов, восприятием его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались в выборах – ничего не меняется», «не видят смысла в участии в выборах») и недоверием к выборам, опасением фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).
При этом часть опрошенных полагают, что люди не участвуют в выборах из-за недовольства властями («злость на власть»; «люди разочаровались во власти») и выражают так свой протест («не доверяют власти, это такая форма протеста против бездеятельности и коррупции властей»).
Часто опрашиваемые фондом Общественное мнение респонденты объясняют неучастие в выборах отсутствием достойных кандидатов и доверия к ним («кто принципиально не согласен выбирать ни одного предложенного кандидата»; «перестали верить этим болтунам»). Часть участников опроса обычно полагают, что причиной неучастия людей в выборах является отсутствие интереса к политике, равнодушие и лень («безучастие, равнодушие к политической жизни»; «ленивые») или «оправдывают» неучастие в голосовании разными личными обстоятельствами («болеют старики»; «занимаются своими личными делами»; «заняты, находятся в отъезде и т.д.»). Кто-то уверен, что люди не ходят голосовать, поскольку полагают, что от них ничего не зависит, а исход выборов предрешен.
Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление – отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление – наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.
Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.
В социологическом исследовании мы рассмотрели три пути преодоления политического абсентеизма, которые представляются нам наиболее эффективными.
1.Повышение электоральной и политической культуры населения.
2.Учет влияния социальных факторов в предвыборной кампании.
3. Преодоление социального кризиса.
Для первого направления важен прежде всего молодежный вопрос. Причем здесь возможны самые разнообразные пути: и углубленное изучение в школах и институтах всех профилей (помимо политологии и обществознания) основ активного избирательного права, и проведение тематических игр-выборов, игр-референдумов, и организация внутри школьных и студенческих коллективов партий и движений, и реализация модели государства на игровом уровне и многое-многое другое.
Кроме того, предвыборные программы кандидатов должны содержать и определенные социальные факторы, которые создавали бы заинтересованность граждан в электоральном процессе.
Третье направление – преодоление социального кризиса – довольно популярно не только у социологов, но и у политиков, общественных деятелей и т.д. Это направление связано в основном с повышением духовного, экономического и политического престижа страны в глазах ее граждан.