Значение демографические прогнозов для медико-социальной ситуации в стране
Полстолетия назад на 100 лиц трудоспособного возраста приходилось 74 человека в дорабочем возрасте, то есть в возрасте до 20 лет. В начале этого века нагрузка сократилась до 48 и к 2050 году в зависимости от сценария она может достичь 29 при неблагоприятном развитии или 54 по самому оптимистическому прогнозу. Естественно, это будет сказываться в отдаленной перспективе, но мы не должны забывать с вами о будущих поколениях.
Таким образом, если оценивать суммарную нагрузку трудоспособного населения, то она менялась в отношении XX века крайне незначительно, обнаружив более-менее отчетливую тенденцию к снижению.
Более того, предстоящее десятилетие является периодом минимальной суммарной нагрузки трудоспособного населения за период первой половины нашего столетия. Поэтому та программа, которая предлагается на ваше рассмотрение, предполагает, что она будет утверждена в статусе президентской, как раз рассчитана на эти десятилетия для того, чтобы возможность, как говорится, смикшировать те негативные последствия, которые возможны при неблагоприятном развитии в дальнейшем ситуации.
Как бы ни парадоксально звучало или, может быть, даже цинично с точки зрения нагрузки на трудоспособное население, оптимальным вариантом является прогноз максимальной убыли населения, в соответствии с которым на всем протяжении первой половины XXI века суммарная нагрузка будет в пределах на 10 процентов ниже, чем по среднему варианту и в диапазоне 15-20 процентов ниже, чем по сценарию максимума.
Это связано с весьма вероятной гипотезой дальнейшего снижения рождаемости и, следовательно, нагрузки детьми, и с наиболее вероятным сценарием увеличения смертности лиц пожилого возраста, что связано с уменьшением нагрузки пожилыми людьми. Естественно, катастрофические последствия такой ситуации будут проявляться в несколько отдаленном периоде.
Таким образом, в зависимости от выбранных нами критериев не вполне приемлемыми оказываются различные сценарии демографического развития. При этом следует, что соображения тактических преимуществ, которые мы можем сегодня достичь, как правило, оборачиваются стратегическими просчетами, которые будут видны по времени.
Обсуждая пути и возможности воздействия на демографическую динамику, имея в виду перспективы формирования трудоспособных контингентов, необходимо учитывать, что верхние пределы численности людей, вступающих в трудоспособный возраст, за ближайшие два десятилетия уже определены уровнями восьмидесятых годов. Какие будут нижние пределы – определяются уровнем смертности.
Аналогичным образом скорость сокращения трудоспособных контингентов также определятся вероятностями достичь пенсионного возраста при сложившемся уровне смертности. Таким образом, объективным приоритетом демографической политики на ближайшую перспективу является политика в сфере сокращения смертности.
В результате произошедших изменений в смертности населения в девяностые годы ожидаемая продолжительность жизни сократилась во всех возрастах. Так, потери в 2001 году по сравнению с 1990 годом составили 4,7 года для мужчин и 2,1 года для женщин, то есть примерно у мужчин соответственно 7 процентов и у женщин 3 процента ожидаемой продолжительности жизни.
По уровню продолжительности жизни во всех возрастах мы в 2001 году еще не приблизились к пику 1994 года. Приближаемся к уровню 1996-1997 годов. Однако тенденция смертности после 1998 года свидетельствует, что мы идем не в сторону лучших, начала девяностых годов, а в сторону 1994 года – самого неблагоприятного для нас года.
Можно выявить несколько аспектов оценки резервов сокращения потерь за счет смертности. В качестве максимальных резервов можно рассматривать приближение границ фактически длины данного возрастного интервала. Так, максимальная продолжительность жизни для молодого возраста до трудоспособного равняется 20 годам, максимальная продолжительность рабочего периода, естественно, 40 года. При таком подходе резервы сокращения смертности составляют в 2001 года в дорабочем возрасте около полутора лет для мужчин и женщин. В трудоспособном возрасте эти резервы возрастают и потери за счет смертности составляют примерно 6,3 года для мужчин и около 2 лет для женщин.
Если же оценивать потери наиболее мобильной части трудоспособного контингента, то среди вступивших в рабочих возраст 12 процентов мужчин и 4 процента женщин не доживут до 40 лет.
Очевидно, что не вся смертность может быть предотвращена, особенно в старших возрастах, поэтому цифры максимальных резервов необходимо рассматривать лишь в качестве ориентиров.
Когда мы оцениваем резервы снижения смертности в России по сравнению с развитыми странами, то речь идет именно о реализации максимальных резервов, по крайней мере, в возрастах хотя бы до 65 лет.
Другой подход может быть связан с наличием заметных различий продолжительности жизни у мужчин в различных возрастах, а также нарастанием их на протяжении ушедшего десятилетия, что дает основание в качестве достижимых резервов сокращения потерь для мужчин рассматривать фактический уровень продолжительности жизни женщин.