• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Программа теоретика прикладного социологического исследования в области изучения общественного мнения воинского коллектива: методология, методы, методики.

Прежде всего мы должны оговориться, что социологию не интересуют непосредственные ответы людей, на те или иные вопросы, в этом смысле ее не интересует их личное мнение . Социологию интересует анализ социальной реальности, построение сложных систем вопросов, где чередуются вопросы обращенные к сознанию и обычные вопросы, а также их последующая интерпретация, сопровождающаяся статистической обработкой данных, позволяющая нам оттачивать свой понятийный аппарат и лучше понимать суть процессов происходящих в обществе,а также их отражения в сознании людей.

Всякое исследование начинается с программы. Программа исследования - это изложение его теоретико - методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предстоящей работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций их проверки. Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точке зрения можно выделить два типа исследований:

- теоретико-прикладные исследования, цель которых содействие решению социальных проблем, путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации к объяснению, более глубокому и всестороннему, чем раньше.

- прикладные социологические исследования,направленные на практическое решение достаточно ясно очерченых социальных проблем, с тем чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследование , иногда называется социально-инженерным.

Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий, уже внедрения в практику.

Тщательно разработанные программы - гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:

1. Методологический раздел:

- формулировки проблемы, определение объекта и предмета исследования;

- определение цели и постановка задач исследования;

- уточнение и интерпретация основных понятий;

- предварительный системный анализ объекта исследований;

- развертывание рабочих гипотез.

2. Процедурный раздел:

- принципиальный (стратегический) план исследования;

- обоснование системы выборки единиц наблюдения;

- набросок основных процедур сбора и анализ исходных данных.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемные ситуации - это "противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и не знанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это социальные дезорганизации, противоречия или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. С одной стороны подобные состояния угрожают стабильному функционированию общественной организации, но одновременно являются главным фактором социальных изменений, развития, выражают действительную сущность социальных субъектов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае это недостаточная осведомленность о реальной ситуации, в следствии чего невозможно использовать, уже имеющееся знания, для регулирования социальных процессов. В других случаях это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, и следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальные проблемы могут и вовсе не осознаваться, как общественные потребности так, как провоцирующие их противоречие не достигли того уровня, на котором становятся очевидными. На,конец, будучи осознаны, они не обязательно становятся предметом анализа и целенаправленных действий_ так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу "социального заказа" уже социологических исследований по выявлению и способам решения социальных проблем. Социальные проблемы существенно роднятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторого коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, этно-национальных общностей, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне , социальная проблема затрагивает социальные интересы и потребности всего общества в целом, становиться социальной и даже глобальной.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.