Соционика и социоанализ в современном обществе
Ни для кого не является секретом, что использование передовых технологий ведет к успеху. В необходимости использования новых информационных технологий убеждать уже не приходится никого. Потоки информации захлестывают. И самым слабым звеном в любой системе управления оказывается человек. Возникает необходимость введения в современный менеджмент самых новейших психоинформационных технологий.
Как подобрать людей, способных не только эффективно выполнять свои производственные функции, но и составить крепкую команду ? Как избежать конфликтов и разрешить назревающие противоречия ? На эти и многие другие вопросы может ответить молодая наука - СОЦИОНИКА (Теория Информационного Метаболизма),находящаяся на стыке психологии, социологии и информатики.
Соционика - это сильно математизированная ветвь психологии. Она базируется на идеях К. Юнга, одного из самых известных учеников З.Фрейда. В начале нашего века Юнг, проанализировав свой богатейший психиатрический опыт, пришел к выводу что психически больные люди делятся на четко разграничиваемые группы, и два человека из одной группы ведут себя очень похоже. Юнг предположил, что подобное разделение свойственно и здоровым людям, но менее ярко выраженно. Свои наблюдения он изложил в книге "Психологические типы", вышедшей в 1919 г. и переведенной на русский язык в 1922 г. Современная соционика базируется прежде всего на предложенной в этой книге типологической концепции.
Дальнейшее развитие типология Юнга получила в середине нашего века, когда психологи Майерс и Бриггс (мать и дочь) предложили практический инструмент приближенного определения типа человека - тест MBTI. Сейчас типоведение (распространенное в США психологическое течение, развивающее концепцию Майерс и Бриггс) и соционика развиваются как паралельные взаимодополняющие направления.
В начале 70-х годов литовский экономист Аушра Аугустинавичюте предложила математическую модель личности для Юнговской психотипологии. В результате от описательной теории типов ей удалось перейти к теории интертипных отношений. Таким образом, соционика обладает прогностической силой - зная типы двух человек, мы можем предсказать динамику развития отношений между ними.
Наконец, уже в наши годы в Днепропетровске (Украина) возникла 2П-технология, позволяющая объективизировать процесс практического типирования (определения психологического типа) и предоставляющая уникальный механизм обучения типированию (в виде увлекательной психологической игры). Паралельно начала развиваться МетаСоционика, дающая ключ к прогнозированию характера взаимодействия произвольных сложных систем (фирм на рынке, партийных фракций в парламенте, этносов на геополитической арене и т.п.), а не только людей.
Сегодняшняя соционика - это уже нечто большее, чем типология Юнга и типоведение Майерс - Бриггс, сегодняшняя соционика включает в себя множество различных направлений, от глубоко теоретических, до сугубо практических. Она уже давно не ограничивается кругом первоначально очерченных задач.
Дальнейшее развитие соционика получила в Литве в 70-х годах, когда А.Аугустинавичюте предложила математическую модель юнговской типологии, и в результате от теории типов перешла к теории интертипных отношений. В настоящее время соционика активно развивается в Литве, России, Израиле, США, Швейцарии и других странах.
Методики, созданные на базе соционики, используются при проверке совместимости экипажей космических кораблей, при проведении предвыборной борьбы (в том числе на президентских выборах), при подборе служащих коммерческих и государственных предприятий, решении конфликтных ситуаций на производстве, в семейной психотерапии и индивидуальной психокоррекции. В Америке, например, за консультациями к фирмам, занимающимся Юнговской типологией, обращались такие известные организации, как: Marine Midland Bank, AT&T, IBM, Ford Motor Company, Bell Atlantic, правительственные институты, включая все четыре рода войск американской армии и т.д. Экономическая целесообразность применения соционики поразительна. Были прецеденты, когда в результате всего лишь перегруппировки рабочих мест производительность труда служащих фирмы повышалась но 80% (!) и более.
Применяя соционические методики - методики социоанализа, менеджер, сталкивающийся с решением практических проблем управления коллективом в сфере малого и среднего бизнеса, может, в основном, понять мотивы поступков других людей, усвоить, что их поведение не всегда бывает логичным и обоснованным, диктуемым сознательными процессами. Соционика позволяет найти индивидуальный подход к каждому работнику, учесть личностные особенности его психики, подобрать соответствующее прямое или косвенное воздействие на подчиненного в конкретной ситуации, при решении той или иной задачи.