П.А. Сорокин – крупный социолог XX века
Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие изэтого процесса взаимодействия, с другой”.
В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим,демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальныхсторон общественного развития.
Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917 ) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология отнауки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной,стоящей в ряду других общественных наук.
Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академииобщественных наук“, где специальным пунктом было записано “ .одной из первоочередных задач поставить рядсоциальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологическийинститут. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук ссоциологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основноенаправление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различныесоциологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) исоциологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. –1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В.Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайшийзапрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладныеисследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградскогоуниверситета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Егоучениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.
Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделеннуюсистемой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию,освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы)базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальностьвоспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды историиэти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.