Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе
Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.
Маркузе (
Marcuse
) Герберт (1898-1979)
— немецко-американский философ и социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах (в качестве эксперта по советскому марксизму)
Философско-социологическая эволюция Маркузе протекала под влиянием «левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности», истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля
В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры» человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.
Эрик Фромм (1900 – ?)
– немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе) психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С 1951—профессор университета в Мехико
Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в сецифике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность положения человека в мире – как природного так и надприродного существа – порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.
Формы социального характера совпадают у Фромма с различными историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного (пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера – порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения».