• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Абстрактное мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученныезнания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями наоснове знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем.Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данномслучае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.

Есть знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: "Я ощущаю, что на улице холодно, или "Яслышу какой-то звук", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощиорганов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственныхзнаний относятся прежде всего те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта ("Это воспоминание дляменя неприятно"). Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.

К психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов или явлений объективного мира, непосредственно Бездействующих наорганы чувств. Например, отражение свойств теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого и т.д.

Восприятие

представляет собой целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств.Например, образ самолета, моря, леса, луга и т.д.

Представление -

это чувственный образ предмета (вещи), в данный момент не воспринимаемого человеком, но воспринятогоранее в той или иной мере. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим,образы тех мест, где человек когда-то отдыхал и т.д. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим. Следуетподчеркнуть, что творческое представление у человека может возникнуть и благодаря словесному описанию.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний.Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. К примеру, помногочисленным памятникам русским воинам и остаткам военных сооружений и укреплений на Бородинском поле можно представить, какое здесь было грандиозноесражение. Если бы мы 5-7 сентября 1812 г. были бы на этом месте, то мы непосредственно восприняли бы это сражение. Таким образом, опосредствованноезнание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления.Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир иего процессы глубжеи полнее, чем чувственное познание. Но, чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику иногда называют наукой оправильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки выступает абстрактное мышление.

Но мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формамиабстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие

- форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия вязыке выражаются словами (например, "дерево", "самолет") или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, "студент гуманитарногоинститута", "создатель художественных картин", "река Дон", "космический корабль" и др.

Суждение

представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждениевыражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошаеткартофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают". Оно состоит из двух простых суждений.

Умозаключение -

это такая форма мышления, посредством которой из одного илинескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример.

Перейти на страницу: 1 2

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.