Основные этапы развития логики
Логика как самостоятельная наука начинала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапахее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинствологических теорий было разбросано по различным трактатам, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания. В них акцентируетсявнимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления.
Наиболее обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из еевидных представителей был известный философ-материалист Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальномтрактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Своюлогику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому он выступает как один из основателей индуктивной логики.
Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 469 -399 дон.э.), Платон (428 - 347до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимона основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремилсяобразовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А"на "В" и "не-В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).
Одним из значительных философов и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое изложениелогики. Его основными трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теориясиллогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием"Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильногомышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".
Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структурычеловеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, аберут объективные истоки в отношениях предметного мира.
В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск влогике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, продолжая взгляды Платона, утверждали, чтообщие понятия в логике существуют реально вне единичных понятий; при этом они составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зренияпридерживались, например, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).
Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально существуют только единичные понятия, а общие - лишь имена, названиядля них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих споров как одна, так и другая сторонапринижали роль логического знания.
Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик аль-Фараби (870-950), прокомментировавший весьаристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватываетпредставления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.
Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В работе "Логика"он стремится обобщить аристотелевскую силлогистику, установить зависимость между категорическими и условными суждениями.