Субъекты и механизм власти
Правящая элита названных групп людей в целом невелика по численности: где-то от двух до четырёх тысяч человек, изависит в основном от размеров страны.
Анализ социального состава элиты, её личностных, психологических особенностей позволяет ответить на вопрос: «Ктоправит, кому действительно принадлежит реальная власть?».
Говоря о властвующей элите, необходимо рассмотреть вопрос о том, как происходит её формирование и из когоона состоит. Здесь действуют две тенденции. С одной стороны – стремление к замкнутости, корпоративности, чтобы сохранить себя как особую,привилегированную группу в обществе. Другая тенденция – прямо противоположная. Правящая элита вынуждена пополнять свои ряды из других слоёв, в том числе изнизов. В современном постиндустриальном обществе этот процесс идёт довольно широко. Не только родовитость и богатство являются пропуском в элитный круг, нои личные данные. Этому способствуют правила игры современной представительной демократии.
Существуют два способа рекрутирования политической элиты. Наиболее демократический – это выборыпосредством избирательной кампании. Однако, как показывает практика, большинство важных политических постов занимают видные юристы, бизнесмены,ответственные военные по распоряжению главы исполнительной власти.
Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главнымисоставляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.
Господство
основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляетполитическую власть и тех по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определённую дистанцию между ними и подчинение одних другим. Вгосподстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовыхактах.
Руководство
заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества в целомрешений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив.
Управление
осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководством решений. Конкретнойуправленческой деятельностью занят обычно административный (бюрократический) аппарат, чиновничество.
Организация
предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностейлюдей.
Контроль
обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль такжевыполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют её управленческие воздействия.
Как уже было сказано, важную роль в механизме власти занимают процессы принятия и реализацииполитико-управленческих решений. Это предполагает проведение таких операций, как сбор и систематизация необходимой информации, разработка на этой основеальтернативных предложений и проектов, формализация решения, т.е. придания ему обязательной силы. Формализация политических решений осуществляется высшимигосударственными органами: парламентом и правительством. В современных условиях важнейшую роль в подготовке, а затем и реализации решений играетчиновничье-бюрократический аппарат. Именно здесь, в канцеляриях и департаментах осуществляется основная управленческая работа, принимаются практическиерешения. После того как принято решение, наступает, пожалуй, самый ответственный момент в осуществлении власти – реализация властной воли.Несколько упрощая ситуацию, можно назвать четыре необходимых условия эффективного решения намеченных целей.