Социальная защита пожилых людей и модели социального обслуживания.
Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания людей.
Однако несмотря на постоянный рост минимального размера пенсий, на 1 ноября 1994 г. он составлял всего 34440 руб., тогда как прожиточный минимум, например, только в г.Москве составлял в ноябре 1994 г. 60 тыс.руб. Статистика показывает, что свыше 80% пенсионеров получают пенсию в размере 1,0-1,5 минимума, а каждый десятый пенсионер - в размере только минимального размера пенсий. Предполагалось, что в 1994 г. пенсия должна была возрасти на 250-280%, а практически же была увеличена всего на 150%, т.е. в 2 раза меньше. В то же время число пенсионеров только за первое полугодие 1994 г. увеличилось на 0,5 млн.человек.
Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.
Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.
Так, например, правительство Москвы с 1 июля 1993 г. увеличило дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам. Установлены льготы различным категориям престарелых по оплате жилья, бесплатному отпуску лекарств по рецептам врачей, по оплате телефона и др. Ежегодно дополнительно к федеральным бюджетным средствам выделяется около 10 млрд.рублей из средств Москвы на социальное обеспечение. Органы социальной защиты Москвы обслуживают 2,4 млн. получателей пенсий, пособий. Правительство столицы ежегодно утверждает и реализует программы по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, в т.ч. пенсионеров.
В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных ломах для престарелых и т.д.
В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе и психолого-педагогической и экстренной психологической помощи и т.п.