Историческая эволюция общества.
Третья книга посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса, проходит следующие стадии: зоогеническую, антропогеническую, этногеническую, демогеническую. Соответственно, книга подразделяется на четыре главы.
Глава первая посвящена доказательству того факта, что в процессе развития мозга и нервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как:
- подражание
- симпатия [возможно, в оригинале подразумевалось сочувствие]
- антипатия
- идентификация
- «различение»
- координация
- сознательный отбор
Вторая глава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. На этом этапе отсутствуют племена и кланы, а есть только орды. В то же время наблюдаются зачатки развития нравственности, возникает речь как система абстрактных знаков, первичная расовая дифференциация (здесь Гиддингс высказывает фактически расистскую точку зрения, заявляя, что белая раса произошла от двух других, низших). Появляются первые экономические, юридические, политические, анимистические, тотемные, эстетические и традиционные идеи.
В третьей главе рассматривается дальнейший процесс развития общества, которое проходит следующие стадии: после семьи и орды следуют клан (возникновение тотемов), племя (развиваются хозяйство, торговля, традиция и, главное, военная организация), народ (характеризуется возникновением культа предков, рабства, наследования власти, военной службы).
Четвёртая глава посвящена высшей форме развития общества – цивилизации. Гиддингс выделил три стадии прогресса цивилизации. На первой ступени отмечается низкий уровень внешних контактов ввиду постоянных войн. В ходе второй стадии государственная власть централизуется, развиваются законы и духовная культура. Наконец, происходит экономический взрыв; за ним следует явное улучшение жизни масс.
Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный, либерально-законный и экономическо-этический.
В первом случае миграции и завоевания со временем сменяются осёдлостью; возникают города как центры торговли; происходит первичное разделение труда на ремёсла и сельское хозяйство. Племенная организация порождает государство. Возникает идея территориального единства.
С момента наличия торговли, рабства, единства земель, ограничения консерватизма начинается вторая стадия. Она характеризуется активным развитием законов. Церковь отделяется от светской власти. Зарождается конституционность.
Наконец, третьей стадии характерно стремление к улучшению социальных условий (при этом Гиддингс подчёркивает, что социализм является утопией, т.к. население растёт всегда быстрее производства). В обществе устанавливается демократия. Город становится не только центром развития, но и обителью пороков, застоя и т.д. Деревня же даёт ему «новую кровь». Этической реакцией на засилье пороков является «этическая семья», для которой долг стоит выше любви.
В итоге, идея прогресса подаётся как расширение сознания рода.