Профсоюзный орган как субъект трудового права
На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры, соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти.
Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров.
Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм деятельности):
а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов, и
б) правовые, т.е. предусмотренные законодательством.
Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это — выражение мнения (например, в право-творчестве), согласование акта (действий работодателя, его представителя); согласие, разрешение на определенные действия работодателя (администрации) (например, на установление 5 или 6-дневной рабочей недели); требование определенных действмй от работодателя (например, в органах по разрешению коллективных трудовых споров).
Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.
Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт юридической силы не имеет.
Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет преимущественное значение перед волей работодателя (администрации). Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.
:Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению.
Представительство как правовую форму деятельности профсоюзов следует отличать от их общего права представлять работников в отношениях с работодателями (администрацией), государственными органами, органами местного самоуправления. Использование всех форм, в том числе представительства, является реализацией представительских полномочий профсоюзов.
Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам носит либо совещательный, либо паритетный (социально-партнерский), либо обязательный характер.
Ранее в КЗоТе было предусмотрено право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности». На сегодня уже создан проект закона «О прфсоюзах», а также ВПТ – политическая партия при ФПУ Украины.