Неокантианское учение Р. Штаммлера
Рудольф Штаммлер
(1856-1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916г.
Социальным идеалом
в философии права, по Штаммлеру, является общность людей,объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. Спозиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству.
Основные работы:
"Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теорияправовой науки", "Философия права".
Философская почва представлений Шталимкера о праве- некантианство
. Приверженцыэтого направления в философии полагали, что предмет познания
тождественен понятию о предмете, а собственно бытие
есть совокупностьчисто понятийных отношений.
Цель философствования
- творческая работа по созданию интеллектуальныхобъектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания
конструируется человеческим мышлением. Чистое познание
на основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным поотношению к бытию
.
Наоснове подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческоесознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природа
предстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество
есть проявление, реализация человеческих воль("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате общество
представляет собой совокупность целей и средств.
Таким образом, науки о природе
оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе
- спомощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления
, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности,а охватываются категорией цели
как свойства человеческого сознания и воли.
Поэтому он критикует монархизм,
считающий причинно обусловленную замену капитализма
социализмом и поясняет,что социализмне причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественнымявлениям).
Р.Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольныймарксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждал тезис опервичности права по отношению экономике, обществу, государству
.
Фундамент государства
он усматривает не в совокупности производственныхотношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право
есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различныхстадиях изучению не поддается. Изучению поддается право,т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и естьистория развития человечества
.
Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права
, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулированиесоциальной жизни людей
". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от нормнравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающейособенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею.
Наряду с понятием права,Р. Штаммлер выделил идею права
, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея права
означает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение"
,т.е. особое"правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания.
Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал.
Р.Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающийпринцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей
".
Идеи равенства, социальный идеал в теорииР. Штаммлера является лишь критериемоценки действующего права
, и в этом качестве играли роль естественного права.
Право
всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Нов рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право
,т.е.такое, какое ориентируется на справедливость