Концепция нормативизма Ганса Кельзена
Ганс Кельзен
(1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистаятеория права" (1934.2расширенное издание 1960.). Под этим названием строилась теория позитивного права
, которая в обеспечениесвоей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота"юридической науки
означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности,рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.
Предмет изучения теории правасоставляет законодательные нормы, их элементы, правопорядоккак целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя
как самостоятельную единицу, в отрыве от социальногобытия.
Цель теории
снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием иописанием позитивного права их страны.
Наука
должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или недолжен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее есть предмет политики
, которое имеет дело с искусствомгосударственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.
Реальность
,т.е. само существование позитивного права,
не зависит от своего соответствия илинесоответствия со справедливостью. Чистая теория права
рассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный
"- в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределычеловеческого сознания), она проводит в тоже время ясное различие между эмпирическим правом и трансцендентальной справедливости
путемисключения последней из своего рассмотрения.
Чистая теория праваотказывается быть метафизикой права: "то, что не можетбыть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистая теория права
- это скорееструктурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.
Общими источниками единства и значимости норм права
выступает постулируемаячеловеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функция основной нормы
,утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основнаянорма является трансцендетально-логической категорией познания.
Спомощью основной нормы
, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства,не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права
- конституция-
черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящей ступениследуют законы и общие нормы
. Низшуюступень
образуют так называемые индивидуальные нормы
, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.
Втрактовке соотношения права и власть
, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство
,рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства,т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качествемотива для выступления других. Существо этих отношений
состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. Вэтом качествеотношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Новедь тоже самое, утверждал ГансКельзен, представляет собой и право