Теория солидаризма Леона Дюги
Впервой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был ЛеонДюги(1859-1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он,опираясь на идеи французских социологовО. Конта,Э. Дюркгейма иЛ. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности
.ВтеорииЛ. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности
.
Общество делится на классы
, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества.Эти социальные связи
основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения трудаприведет к преодолению теневыхсторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорилЛ. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости
: "не делатьничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарностисоставляетоснову всего объективного права.
Юридическая норма
- это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку ониотвечают социальной норме солидарности.Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит надгосударством. Юридическая норма
возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создаетее
. Вэтом аспекте теорияЛ. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарностисоздает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию,в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективное право
- юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме
. Индивид- это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социальногостроительства. Для права есть только обязанности. Длякаждого класса существуют свои социальные функции.
Государство
налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.Л. Дюги говорил, что собственность
социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества
. Онвысказывал уверенность, что современное общество движется к известномуроду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты-синдикальный федерализм
.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональныхорганизаций
. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональныесоюзы
. Отношениямежду классами регулируется
не законами,
а договорами
.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму
. Власть будетраспределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических исоциально-политических задач.
Деятельность центрального правительства
будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинулЛ. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочегочаса определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод
: теория солидаризма выделяет следующие постулаты
:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;